Мечеть аль-Акса во времена Посланника Аллаха (мир ему) и после его смерти

Чувство трепета и уважения к святыне, которое внушал своим благородным сподвижникам посланник Аллаха (мир ему и благословение), находит отражение в его благородной Сунне (достаточно вспомнить хадис, согласно которому один намаз в мечети аль-Акса приравнивается к тысяче обычных молитв). Во времена Пророка (мир ему) Иерусалим находился под властью могущественной на тот момент Византийской империи, уже тогда он готовил свое окружение к походу на Иерусалим, видя в этом особую миссию.

В истории Палестины битва при Ярмуке во времена правления халифа ‘Умара, в которой мусульманское войско одержало решительную победу, стало поворотным пунктом: этой битвой завершилось изгнание оттуда римлян. Патриарх Сафроний выдвинул условие, что Иерусалим будет сдан лично ‘Умару ибн Хаттабу. Мусульманские полководцы направили в Медину гонца с просьбой дать указание, как поступить. Получив послание, халиф ‘Умар со своим слугой без промедления выступил в путь. У них было только одно верховое животное, на которое они садились попеременно после прочтения определенной части Корана. Когда они входили через врата в Палестину, очередь ехать верхом выпала слуге ‘Умара, и хотя тот настойчиво просил, чтобы именно халиф въехал в город верхом, ‘Умар ибн Хаттаб, будучи верным уговору, в одежде простолюдина вошел в Иерусалим пешим, а слуга рядом — верхом. Священнослужители, увидев их, воскликнули: «Это именно тот, кому следует передать ключи от храма!». С того момента Иерусалим по праву принял статус третьего по значению города для мусульман, после Мекки и Медины. Досточтимый Умар, получив ключи от Иерусалима, принял личное участие в работе по очистке территории мечети аль-Акса от мусора и щебня, а затем провел коллективную молитву на площадке к югу от Скалы, позднее он распорядился выстроить на этом месте мечеть. Халиф ‘Умар отличался необыкновенной терпимостью в отношении как к христианам, так и к евреям.

В 688 г. халиф Абдуль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть аль-Акса. Несмотря на сообщение со ссылкой на Йакуби о том, что во второй раз аль-Акса была выстроена умайадским халифом Абдулмаликом бин Марваном на доходы, поступавшие из Египта в течение семи лет из греческих государственных актов, относящихся к эпохе наместничества в Египте Курры бин Серика,   инициатором постройки этого здания в 90–96 гг. (709–714 гг. р. х.) был Валид I. Во время землетрясения, случившегося в 130 г. (747–48 гг.), мечеть сильно пострадала.

В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов — Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта — Фатимидов (известных в Европе как сарацины).

Возможность восстановить здание появилась лишь в годы правления Абу Джафара аль-Мансура (754–775 гг.) благодаря чеканке денег из золотых и серебряных облицовочных деталей, украшавших ее двери. В 158 г. (775 г.) новое землетрясение привело к частичному разрушению здания, но оно было восстановлено халифом Махди-Биллахом. В 425 г. (1034 г.) мечеть аль-Акса в очередной раз была разрушена землетрясением. По приказу халифа Захира были начаты ремонтно-восстановительные работы.

© 2017 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?