Можно ли проводить 3, 7, 40 дней после смерти человека?

Вопрос: скажите, пожалуйста, что обязательно для исполнения, а что не является таковым из послепохоронных мероприятий: 3-й день,7-й день, 37-й день, на 40-й день Ясин хатим, 52-я ночь, год? Кто-то ничего не делает, а кто-то жёстко следует всему. Как правильно? Спасибо.

Ответ: в Коране и в Сунне нет прямых повествований о проведении вышеупомянутых дней. Это всего лишь некая традиция, которая зародилась в определенный период истории. Возможно, через традиции люди хотели сохранить религию, или состоятельные семьи проводили подобные мероприятия, желая поддержать своих родственников: готовили угощения, дарили подарки. Но, безусловно, эта традиция несет в себе много благ. Во-первых, происходит теплая встреча среди родственников и друзей, во-вторых, люди говорят о религии, читают аяты Священного Корана и дуа. Полный отказ от этой традиции может привести к тому, что близкие люди начнут меньше общаться, встречаться и вспоминать усопших. Но относиться к ней как к фард, т.е. к обязательному в соблюдении, нельзя.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто прочитает суру «Ясин», стремясь к Богу, тому будут прощены прежние прегрешения. Читайте же ее возле умерших [умирающих] людей» [1]; «Читайте над умершими (для умерших) [или умирающих, находящихся в предсмертной агонии людей суру] «Ясин» [2]. Данные хадисы указывают на полезность чтения суры «Ясин», следовательно, читать ее можно. Однако среди ученых есть разногласия по поводу того, передается ли усопшим саваб от прочтения Корана. Есть разные взгляды на этот счет, но, по мнению большинства, благодеяния, выраженные в форме чтения Священного писания или дуа, доходят до усопших и облегчают их загробный мир, пополняя багаж благих деяний. Об этом свидетельствует следующий достоверный хадис: “Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, дела его, за исключением трех вещей: «движущаяся» [постоянная, продолжающая приносить пользу] милостыня, полезные [для других людей, для будущих поколений] знания, благонравный ребенок (сын или дочь) [потомок], молящийся за него» [3].

 

Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов

 

1 — Хадис от Ма‘кыля ибн Ясара; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8937, «сахих».

2 — Хадис от Ма‘кыля ибн Ясара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 353, хадис № 3121, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 160, хадис № 1448, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1344, «хасан».

3 — Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]

© 2018 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?