“Наилучшее, что может дать родитель своему ребенку, — это хорошее воспитание”

Известный хадис посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) гласит:

مَا نَحَلَ وَالِدٌ وَلَدًا مِنْ نَحْلٍ أَفْضَلَ مِنْ أَدَبٍ حَسَنٍ.

“Наилучшее, что может дать родитель своему ребенку, — это хорошее воспитание”.(1)

Занимаясь воспитанием детей, мы помогаем взрослеющему человеку успешно сформировать его личность. В хадисе использовано словосочетание “адаб хасан”, что переводится как “хорошее воспитание”; “воспитанность”; “вежливость, учтивость”; “благопристойность”; “приличие”; “нравственность, нравственная этика”.

Современные реалии показывают, что многие родители воспитывают своих детей, как умеют, нередко не зная, как совместить дисциплинарные меры с идеалом родительских чувств. Приходится постоянно балансировать между необходимостью определять границы дозволенного, чтобы дети могли выстроить собственную личность, и сознанием того, что им нужно достаточно свободы, чтобы раскрыться. Однако нужно помнить, что любовь без дисциплины, правил и ограничений не дает свободы.

Быть может, мы не умеем разумно ограничивать не свое чадо, а себя? К примеру, говорим своим детям: “Впустую не проводи время, просвещайся, занимайся учебой”, тогда как сами можем часами просиживать перед телевизором или компьютером.

Для начала стоит расстаться с понятием “делай так, как я говорю, а не так, как я сам делаю”. Воспитывать — значит подавать личный пример. Самый убедительнейший принцип духовно-нравственного воспитания — это собственный пример. Ведь бесполезно пытаться установить нормы и правила, которых мы сами не соблюдаем.

Второй принцип — это четкость и постоянство, в первую очередь в головах самих родителей, а потом уже в словах и действиях. Ни один ребенок не усвоит невнятные, неоднозначные, плохо сформулированные правила. А если же ему покажется, что родители и сами не уверены в необходимости выполнения этих правил, дело будет основательно испорчено.

Размышляя над этим, мы сможем понять причины трудностей в выполнении нами роли воспитателей.

 

(1) См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. Т. 4. С. 77; Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 328, хадис № 1952.

© 2018 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?