«Нельзя стать ближе к Господу, отдалившись от Его творений…»

Сегодня много говорится о единстве, особенно ввиду последних событий, происходящих в мире. К единству призывает и наша религия. Мы понимаем, что мусульмане должны быть сплоченными в достижении общих целей. Эта тема была затронута и на очередном пленуме Духовного управления мусульман Российской Федерации, прошедшем 23 сентября в стенах Московской Соборной мечети. 

Как отметил Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин, 2020 год для нашей уммы прошел под знаком единения: «Ко многим нашим братьям пришло понимание того, что наша сплоченность – это единственная дорога к достойному будущему российского мусульманства. Из своего общения с религиозными деятелями и верующими я знаю, насколько вырос и среди духовенства, и среди активистов общин запрос на порядок, на прозрачность принятия решений и действий, сплоченность уммы. И пусть никого из вас не смутит и не введет в заблуждение, что в информационном пространстве расплодились домыслы, смута, провокации. Недруги уммы активизируются именно в такие исторические моменты, когда мы идем верным путем, четко видим цели. Нападки и провокации в данном случае лишь подтверждают правильность выбранной нами стратегии».

О последствиях разрозненности в умме в этот день говорил и председатель Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов: «Сегодня речь идёт не столько об индивидуальных качествах, сколько о более сложных навыках самоорганизации, работы в команде, управления большими коллективами, потому что масштаб, многогранность и сложность задач, стоящих перед современным и будущим поколениями мусульман, требует от нас высокого уровня координации и единства. Невозможно вывести на соответствующий уровень образовательный и просветительский процесс, призыв, работу со СМИ, правовую деятельность, строительство мечетей, интеллектуальное развитие, общественную и благотворительную работу, будучи раздробленными и действуя локально в ограниченном пространстве».

В рамках пленума прозвучало немало слов и о роли религии в государстве.

«Мы – граждане этого государства. Наша задача – сохранить устои этого государства, наши национальные традиции и духовное достояние, которое донесли до нас наши предки. На это на сегодняшний день способна только религия. Никакая другая система или мировоззрение не может сохранить то, о чем я сказал. Только религия!» — уверен глава мусульман Северной Осетии Шейх Хаджимурат Гацалов.

Действительно, за последние месяцы у нас была возможность оценить свое истинное положение, а также еще раз убедиться в том, что сила нашей уммы в первую очередь кроется в единстве.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) завещал:  «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями! [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды, неприязни) больше трех дней»[1].

В Священном Коране говорится: «И крепко держитесь за вервь Аллаха (Бога) все вместе и не разъединяйтесь. Вспомните о том благе, что было даровано вам: ведь были вы врагами, Он же объединил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю адской пропасти, Он же спас вас от нее. Таким образом Аллах (Бог) раскрывает для вас Свои знамения, возможно, вы будете следовать верному пути» (Св. Коран, 3:103).

А также: “Действительно, верующие — братья. Примиряйте же двух [поссорившихся либо находящихся в конфликте] братьев. Бойтесь Аллаха [не ущемляйте права и свободы того, кто слабее], возможно, вы будете помилованы” (Св. Коран, 49:10).

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) по велению Всевышнего Аллаха строил мусульманское общество на абсолютном братстве, где каждый индивидуум жил в соответствии с духовной сутью всего сообщества, разделяя общие цели и задачи. Именно это помогло верующим распространить и сохранить Ислам до сегодняшних дней. И именно сегодня мы нуждаемся в возрождении этой идеи вновь.

Пророческих изречений и аятов про единство множество. Сколько проповедей и наставлений было произнесено на эту тему! Но применяем ли мы эти знания в жизни? Находят ли они отражение в наших действиях? Не остаются ли они только красивыми словами, льющимися с минбаров мечетей?

К сожалению, современные реалии показывают, что среди мусульман постепенно утратилось подлинное чувство братства, а вместе с тем и моральные принципы. Братство во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) было пронизано сочувствием, дружелюбием, открытостью, предпочтением другого себе. Наша задача заключается в сохранении и следовании этим принципам, как в жизни, так и в нашей деятельности.

Как мы уже отметили, единство предполагает объединение людей единой целью, общечеловеческими ценностями и высокими принципами религии Ислам. Чтобы эта связь стала прочной, важно иметь искреннюю веру во Всевышнего Аллаха, которая не позволит развиться эгоизму, себялюбию и низости, ведь осознание себя рабом Всевышнего наполняет жизнь иным, более возвышенным, смыслом.

О неразрывности понятий веры и братства говорится во многих хадисах. Например, в одном из них приводится: “Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Верующие в отношениях друг с другом подобны зданию, одна часть которого поддерживает, укрепляет другую”. После этого он переплел пальцы, показав как это происходит”[2].

Действительно, любое сообщество сильно именно своей цельностью. Разве есть смысл в строительстве здания, у которого будет крепкий основательный фундамент, но не будет крыши? Может ли быть оно полезным для общества? Конечно же, нет. Другой пример – здание может быть красивым, с интересным архитектурным решением, но, если у него непрочный фундамент, это станет источником опасности для тысяч человеческих жизней.

 В другом достоверном хадисе говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны единому организму: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна»[3].

В контексте сегодняшних реалий, связанных с пандемией, мы понимаем, насколько значима слаженная работа организма. Стоит появиться ничтожному в своих размерах вирусу, как вся система может дать сбой. Противостоять недугу может только крепкий, здоровый организм, все органы которого работают слаженно.

Этот пример ярко отражает значимость взаимосвязей внутри одного «организма», где нет второстепенных ролей, где каждый ценен и значим. В чем же залог успеха? В осознании каждого своей роли, а главное, исполнении её со всей ответственностью.

Факторов, которые нас могут объединить, множество, об этом говорится и в Коране, и в Сунне последнего Пророка. Но это объединение и следование не должно быть слепым, мы должны понимать, куда мы движемся и за кем.

Более того, мы должны пресекать несправедливость, защищая от совершения ошибок не только себя, но и других, о чем сказано в следующем известном хадисе: «Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный». Задумайтесь над этими мудрыми словами! Мы должны помогать друг другу, а не самоутверждаться или возвышаться за счет ошибок других!

Далее хадис продолжает: «Пророку ответили: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю?». На что Посланник (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ты поможешь ему не совершить притеснение»[4].

Разногласия в этом мире неизбежны. В разности убеждений, идей также кроется мудрость Всевышнего Аллаха. Положительные разногласия могут служить одним из средств достижения истины, но для этого человек должен воспитать в себе такие качества, как справедливость, искренность и покорность повелениям Создателя. Умение наладить отношения внутри мусульманской уммы, как и в целом со всеми людьми — значительно и весомо пред Аллахом.

В одном из хадисов говорится: “Мусульманин является братом другому мусульманину. Он не вправе поступить по отношению к нему несправедливо, оставить его без помощи [в момент возникновения трудностей, бросив на произвол судьбы], а также не вправе его оскорбить. Посягательство на честь, имущество и кровь [жизнь] его является харамом, абсолютно запретным. Богобоязненность — здесь”, — произнеся эти слова, посланник Всевышнего три раза указал на грудь: “Зла будет достаточно человеку, если он унизит своего брата по вере”[5].

Духовные управления должны стать для мусульман наилучшим примером сплоченности и взаимоуважения. Это одна из составляющих нашей общей цели. Некоторым может показаться, что, отделившись, можно заполучить больше возможностей, в том числе и материальных. Однако зачастую, зацикливаясь только на проблемах, мы упускаем более важные и значимые вещи. То, что сейчас мы свободно исповедуем религию, имеем возможность распространять ее ценности, реализовать свои проекты – уже является большой победой. Означает ли это, что нужно ограничиться достигнутым и больше ничего не предпринимать? Конечно же нет! Нужно ставить новые задачи, идти вперед во имя процветания нашего общества, но в то же время не забывать о вечности, об ответе, который мы будем держать перед Всевышним. Понятия веры и вечности должны нас побуждать задаться вопросами: «Для чего я это делаю? Какова моя миссия? Чего я хочу достичь? Искренни ли мои действия и намерения? Не движут ли мной лишь мирские желания?».

Великие миссии требуют серьезных действий. Достичь высоких целей бывает сложно, но для тех, чьи сердца наполнены верой и любовью, нет преград. Только с любовью в сердце к окружающим человек может достичь особого духовного уровня и постичь всю красоту Ислама. Искренняя любовь несовместима с ненавистью и злобой, она раскрывает в сердцах особое состояние, помогает излечить душу от пороков, стать рабом Аллаха, а не своего эго.

Признавая себя частью единого целого, человек укрепляет веру в единственность Творца и способствует укреплению взаимопонимания внутри уммы. В Коране и в Сунне указано немало принципов, которые делают акцент на объединении усилий в деле созидания, например, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, Аллах доволен тремя вещами, исходящими от вас [побуждает вас к ним и вознаграждает вас за них]. Вызывает довольство Аллаха вами, (1) когда вы поклоняетесь [только] Ему [Господу миров]; (2) когда никого и ничего не возводите на Его Божественный уровень и (3) когда держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяетесь”[6].

Если же возникли конфликты или недопонимания, то верующие должны решать эти вопросы наилучшим образом, проявляя друг к другу уважение и справедливость. Нужно иметь силу воли, мудрость, чтобы найти точки соприкосновения и наладить контакт. Ведь индивидуальность каждого из нас в полной мере раскрывается и служит во благо только тогда, когда в обществе присутствует целостность.

Хотелось бы призвать всех мусульман не забывать об истинной цели Ислама, ведь нельзя стать ближе к Господу, отдалившись от Его творений.

Пусть Всевышний поможет всем нам достойно пройти жизненный путь, придерживаться ценностей Ислама и раскрыть сердца для искренней любви к верующим, посредством которой мы сможем заслужить довольство и прощение Всевышнего Аллаха!


[1] См.: аль -‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 589, хадис № 6065

[2] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 461, хадис № 2446.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. Т. 4. С. 2000, хадис № 2586.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 9. С. 22, хадис № 6952.

[5] См.: Ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 204, хадис № 236, “хасан”.

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 712, хадис № 10–(1715).

Муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов

© 2020 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?