Обращение Пророка, сделанное перед смертью

Как известно, в последние дни мирской жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) его тело было охвачено сильными болями. Все началось с острой головной боли в конце месяца Сафар 11 года по хиджре. В момент его нахождения в комнате его супруги по имени Маймуна, муки и боли заметно усилились. Да настолько, что он был не в состоянии самостоятельно передвигаться.

Было принято решение, после согласия остальных жен, на его перемещение в комнату Аиши. С обвязанной головой, еле волоча ноги, опираясь на Фадля ибн Аббаса и Али ибн Аби Талиба, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) направился в ее комнату. Там боли снова усилились, тело охватил жар. Тогда он велел принести воду, причем много воды, чтобы ею остудиться. Аиша передавала: “Мы посадили его в большой таз. Потом начали лить воду, пока он не произнес: “Достаточно, достаточно”.

Почувствовав облегчение, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пригласил Фадля, сына его дяди Аббаса и с его помощью вышел в мечеть. Сев на минбар, он велел созвать людей. Сподвижники, сердца которых были наполнены любовью к Пророку, указавшему им прямой путь и раскрывшему суть мирского бытия, поспешили в мечеть.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к ним со словами, вызвавшими некоторое недоумение. Он сказал:

“О люди, воистину, я возношу хвалу Аллаху, помимо Которого нет иного божества. Если кого-то я обидел телесно, возможно, ударив по спине, то вот — моя спина, вы вправе совершить возмездие. Если кого-то я задел морально, затронув его честь, то вот — моя честь, вы вправе отплатить мне. Прислушайтесь, воистину, неприязнь, злоба не соответствуют моей природе и характеру. Прислушайтесь, наиболее любимым для меня явится тот, чьи права не останутся ущемленными, кто восстановит свои права. И я предстану перед Аллахом со спокойной душой”[1].

На лицах собравшихся появилось удивление и недоумение. Заметив это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: “Я вижу, что этих слов недостаточно и мне придется еще неоднократно обратиться к вам”.

Затем, совершив молитву, он вновь повторил свою речь, подчеркивая, что неприязнь не соответствует его характеру и что он желал бы, чтобы ничьи права не остались ущемленными. Один из собравшихся поднялся и промолвил: “О, посланник Аллаха, у тебя — принадлежащие мне три дирхема”. Пророк произнес: “О Фадль, передай ему их!”

Потом Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: “О люди, если у кого-то остались какие-то обязательства, то пусть выполнит их. И не говорите: “Позор мирской жизни. Учтите, позор мирской жизни значительно легче (перенести) нежели позор вечности!”

Встал ещё один из присутствующих и сказал: “О посланник Аллаха, у меня есть три дирхема, которые я утаил из трофеев”. Пророк спросил: “Почему ты это сделал?” Он ответил: “Я в них нуждался”. Пророк произнес: “Фадль, забери их у него!”

Затем Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) обратился: “О люди, если кто-то в чём-то, относительно себя, опасается, то пусть встанет, и я за него прочитаю дуа”.

Один из присутствовавших поднялся, произнося: “О Посланник, мне присущи ложь и даже непристойность, а ещё я много сплю”. Пророк воззвал: “О Аллах, даруй ему в форме удела правдивость, веру и удали от него чрезмерный сон”.

Встал другой, признаваясь: “Клянусь Аллахом, о Посланник, я — лжив. Я, воистину, — лицемер. И есть ещё многое греховное, что я совершил”. Вдруг с места вскочил Умар ибн аль-Хаттаб и закричал: “Ты опозорил себя!” Но Пророк терпеливо и мудро поправил: “О, сын Хаттаба, позор мирской жизни многократно меньше, нежели позор вечности!” А затем воззвал: “О Аллах, надели его правдивостью, верой и сделай его положение более благостным”.

Только призадумайтесь, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) смиренно обращается ко всем собравшимся с просьбой восстановить их, возможно, когда-либо ущемленные права, причем путем возмездия. Тем самым давая понять, что он — человек, способный допустить непреднамеренные ошибки, нанеся кому-то обиду или боль, за которые готов нести ответ.

Посланник этим примером показывает всем нам насколько важно бережно относиться друг к другу, помнить об ответственности за каждый свой поступок и что на момент ухода из мирской жизни надо позаботиться об исправлении допущенных огрехов и восстановлении нарушенных прав других лиц.

 

_________________________

[1] См.: аль-Газали М. (наш современник). Фикх ас-сира. С. 355.

 

Из книги Ильдара Аляутдинова «Незабываемые страницы истории»

© 2024 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?