Предостережение Пророка от надменности

Высокомерие является сатанинским качеством, о чем сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Не войдет в Рай тот, в сердце которого гордыни и высокомерия хоть на весь пылинки” [1].

Напомним назидание одного из ученых, обращенное к правителю. “Остерегайся высокомерия и надменности. Воистину, высокомерие явилось первым грехом, посредством которого была проявлена непокорность Господу”. Затем ученым был зачитан аят: “И когда было велено ангелам преклониться перед Адамом, все склонились в земном поклоне, кроме Иблиса, который, возвеличившись, воспротивился, тем самым причислив себя к лишенным Божьей милости”[2].

Джинн по имени Иблис, вознесенный за свои познания до уровня ангелов и поставленный во главе первого небесного свода, не смог превзойти и победить свое эго и понять, почему он, самый умный из джиннов, должен преклоняться перед творением, созданным из глины. В Священном Коране приводятся слова Иблиса, пытающегося оправдать свою непокорность перед Аллахом: “Я лучше его [Адама]. Ты [Боже] сотворил меня из огня, а его — [всего лишь] из глины!”[3]. После чего он был низвергнут из Рая и унижен. Господь сказал: “Покинь райскую обитель, незачем тебе проявлять здесь свое высокомерие [мнить себя тем, кем на самом деле не являешься]. Выйди вон, ты [впредь] унижен [не заслуживаешь после такого поступка ни малейшего уважения]”[4].

Далее ученый говорит: “Сторонись жадности, алчности и неуемного пресыщения. Поистине, Адам был низведен из Рая лишь по причине приближения к запрещенному плоду. Желание большего через ослушание Божьего предписания лишило его райской обители”. Затем ученый приводит аят, содержащий повеление Всевышнего о нисхождении Адама и Евы на землю: “Вы двое спускайтесь [на землю], покинув Рай”[5].

И третье, от чего предостерегает ученый, — зависть. “Опасайся зависти. Поистине, зависть привела к братоубийству между сыновьями Адама — Кабилем и Хабилем (Каином и Авелем)”.

Затем ученый приводит аяты: “Расскажи [о Мухаммад] им [людям] историю о двух сыновьях [праотца человечества] Адама с истиной [вестью от Бога, которая правдива и назидательна]. [Т. е. о Мухаммад, расскажи на примере сыновей Адама всем тем, чье нутро кипит от зависти и злобы, о плачевном исходе этих качеств]. Принесли они [Кабиль и Хабиль (Каин и Авель)] пожертвование [во имя Аллаха (Бога): Хабиль (Авель) — лучшего из своего стада барана, а Кабиль (Каин) — немного колосьев пшеницы со своего поля, но принес то, что похуже]. От одного [от Хабиля (Авеля)] пожертвование было принято, а от другого — нет. [Кабиль (Каин) возмутился, и проснулась в нем зависть к брату. Тогда он выждал подходящий момент, когда их отец Адам удалился, и] воскликнул [обращаясь к Хабилю (Авелю)]: “Я убью тебя!” Тот ответил: “Аллах (Бог, Господь) принимает лишь от набожных. Клянусь, если ты протянешь руку, чтобы убить меня, я не протяну свою для убийства тебя. Воистину, я боюсь Бога, Господа миров. [Если убьешь меня, тогда] вернешься ты [к Богу] с моим и со своим грехом [с грехом моего убийства и всеми своими прежними грехами], а в итоге станешь одним из обитателей Ада. Это [адская обитель] — участь тиранов [притеснителей, очевидных злодеев и грешников]”. Побудила (заставила) [придав смелости] душа его [Кабиля (Каина)] к убийству [родного] брата, и он убил его, а наутро стал потерявшим все [мирское спокойствие и удовлетворение, а также вечное благополучие] [6]”[7] .

 

1 — См.: ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 445, хадис № 612, “сахих”.

2 — См.: Св. Коран, 2:24.

3 — См.: Св. Коран, 7:12.

4 — См.: Св. Коран, 7:13.

5 —  См.: Св. Коран, 20:123.

6  — См.: Св. Коран, 5:27–30.

7 — См.: аль-Хайтами А. Аз-заваджир ‘ан иктираф ал-кябаир. Т. 1. С. 92.

 

Из книги Ильдара Аляутдинова «Незабываемые страницы истории»

© 2018 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?