Упоминание мечеть аль-Акса в Коране

Аль-Акса является единственной мечетью, упомянутой в Коране. По Божьей воле Пророк (да благословит его Господь и приветствует) был перенесен душою и телом в Иерусалим, где, встав во главе, вместе со всеми пророками и посланниками Творца, бывшими до него и уже многие века назад ушедшими из земной жизни, совершил молитву в метафизическом пространстве. После он был вознесен на небеса и преодолел вместе с ангелом Джабраилом (Гавриилом) все семь небес. Когда увидел он своими глазами неведомое (гайб), а лишь известное со слов пророков и из текстов священных Писаний, его вернули на прежнее место, которое еще не успело остыть от тепла его благословенного тела. В момент этого знаменательного события место, откуда наш Пророк был отправлен, еще оставалось языческим храмом, а то, куда прибыл, — христианской святыней, перешедшей к мусульманам лишь во время правления второго праведного халифа ‘Умара ибн Хаттаба(1).

Описывает данное событие, получившее название аль-Исра валь-Мирадж, 17-я сура «аль-Исра»: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий»(2).

Отдаленная мечеть, в которую был перенесен посланник Аллаха во время ночного путешествия и из которой был вознесен на самую высшую точку «сидратуль-мунтаха», является сердцем земель Палестины. На определенном историческом этапе эти земли населяли потомки Я‘куба, которые в последующем были оттуда изгнаны. После упоминания удивительного путешествия Пророка в Отдаленную мечеть Всевышний повествует и о них: «Мусе (Моисею) Мы дали [ранее] Книгу [Тору], сделав верным путем для потомков Я‘куба (Иакова) [заповедовав им в ней:] «Не берите себе в покровители кого-либо помимо Меня [Господа миров, Творца всего сущего]»; «Они были потомками тех, кого Мы перенесли на корабле вместе с Нухом (Ноем). Он (Ной) был набожным и необычайно благодарным Богу»; «Мы определили для потомков Я‘куба (Иакова) в Книге [в Торе, то есть оповестили их и тем самым предупредили]: «Вы дважды [своим выбором и желанием] совершите зло на земле (внесете глобальную смуту, разлад, раздор), и вы [несмотря на это] вознесетесь [по мирским меркам] очень высоко [что «развяжет» вам руки в совершении смут, грехов и проступков]»(3).

Достигнув пика вершины, человек обрекает себя на падение. Чем выше, тем сильнее ветры и тем сложнее устоять на ногах. Всевышний обрисовывает четкую закономерность, которая касается как обществ, так и индивидуумов: если на вершине своего материального, интеллектуального, социального или иного развития общество склонно к духовному разложению, если в нем стираются духовные принципы и идеалы, то рано или поздно его ждет Божье вразумление. Об этом повествует следующий аят: «И когда первая [из двух великих смут и зол] реализуется вами [когда вы отклонитесь от предписанного вам, последуете своим прихотям и сбудется обещанное], Мы [предупредил еще в Торе Всевышний] нашлем на вас сильных, могущественных людей [верных Нашему повелению, реализующих Божью кару]. Они будут разыскивать вас в ваших же жилищах (на улицах и в домах) [убивая старых и немощных, забирая в рабство молодых и сжигая ваши святыни]. И это [примите к сведению, о люди новых эпох и поколений] произошло [в качестве кары за совершенные ими пред Богом очевидные преступления]. Потом [после долгих лет унижений] Мы вернули вам преимущество над ними (предоставили возможность ответить им силой), поддержали вас [предоставив] огромные богатства и [благословив на] высокую рождаемость сыновей. Ваша численность [а тем самым и мощь] возросла»(4).

В следующем аяте Всевышний Аллах напоминает важную истину жизни, в которой итог, исход определяемы делами и поступками самих же людей: «Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [в свое мирское и вечное благо], а если совершаете что-то плохое, злое [развращаете, сеете раздор; осмеливаетесь посягнуть на честь, жизнь или имущество других], то — против самих же себя. [Вам лишь кажется, что вы вредите другим, на самом же деле пострадаете вы сами, не от людского, так от Божьего правосудия]. И когда наступило последнее возмездие [как следствие очередного разлада, бесправия, бесчинства с вашей стороны], оно [своими ужасными последствиями до глубины души] опечалило вас [о потомки Я‘куба]. Они (покорители) [по воле Всевышнего] зашли в мечеть (в храм)(5), как произошло это в первый раз, и снова подвергли жестокому разрушению и разорению все то, что оказалось захвачено ими.

Возможно, Господь простит вас [если вы извлечете пользу из тех потрясений, что обрушились на вас].

Но если вы вернетесь [к раздору, смуте, злу и преступлениям], Мы также вернемся [Таков закон Всевышнего на земле. У любой смуты и раздора, у любого бесправия и бесчинства есть предел, по достижении которого начинается Божья кара. Но кто или что явится орудием наказания в руках Всевышнего, ведомо только Ему]»(6).

(1) Аляутдинов И. Знай. Веруй. Чти. — СПб.: ДИЛЯ, 2012.
(2) Св. Коран, 17:1.
(3) Св. Коран, 17:2–4.
(4) Св. Коран, 17:5–6.
(5) В аяте употреблено слово «масджид». Подразумевается либо храм, который находился там и в котором молились Богу, Единому Творцу, ведь со времен Моисея Иерусалим стал одним из главных центров Единобожия, либо то, что в период миссии Мухаммада на этой территории появится мечеть.
(6) Св. Коран, 17:7–8.

© 2017 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?