В чем заключалась цель Мираджа?

Мекканский период призыва был очень тяжелым временем для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из-за постоянных нападок, унижений, притеснений со стороны курайшитов, особенно усилившихся после смерти его дяди, Абу Талиба и жены Хадиджи (да будет доволен ими Аллах), являвшихся верной опорой и защитой.

В этом отчаянном положении, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в город Таиф в надежде на то, что его жители ответят на призыв или предоставят ему убежище. Однако и там он не нашел ни убежища, ни поддержки. Более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел даже от курайшитов.

По Божественному замыслу: “Воистину, с тяжестью — легкость. Поистине, с тяжестью — легкость”[1] в этот тяжелый период Господь дарует Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Божественное чудо: в мгновение ока переносит его в сопровождении ангела Джабраила из Мекки в Иерусалим, где, по воле Всевышнего, он совершает молитву в качестве имама во главе всех бывших до него пророков.

Затем Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) был вознесен на каждый из семи небесных сводов. Аллах посадил его во главе с ангелом Джабраилом на ангельское животное Бурак и пронес, словно молнию, через небеса.

Проведя через все уровни, он показал Свое Божественное Господство, и, дав увидеть пребывающих на небесах каждого из пророков, являющихся его братьями, довел до самой высшей точки — “сидратуль-мунтаха” и удостоил его встречи и беседы с Собой.

Всевышний в этом путешествии показал Своему любимцу все Свои прекрасные имена, проявляющиеся в Его творениях, в Божьем управлении и созидании, продемонстрировал абсолютное Господство и Божественную Заботу на каждом из уровней небес.

Целью мираджа (вознесения) было открыть пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) все человеческое совершенство и удостоить всех Божественных проявлений, дать обозреть все уровни Вселенной, чтобы затем он мог приоткрыть людям некоторые тайны мира и сообщить о том, чем будет доволен Всевышний.

Будучи вознесенным на самую высокую ступень, недосягаемую даже для ангелов, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с особым неземным подарком — обязанностью совершать ежедневную пятикратную молитву. Все Божественные предписания были установлены на земле, лишь обязательство выполнения молитвы было вменено людям на небесах[2].

Наверное, любой, услышав о благодетельном, щедром правителе, поспешил бы узнать и понять, что же вызовет его довольство и снисхождение. Так вот, посланник Аллаха после этого загадочного путешествия вернулся к людям именно с тем, что вызывает довольство того, в Ком все живое бесконечно нуждается, Чьих бесчисленных даров они удостоены, под Чьим управлением находится все сущее и по сравнению с Чьей красотой и совершенством все мирские красоты и совершенства являются лишь слабой тенью.

Молитва — это мирадж (вознесение) верующего. В молитве ежедневно каждый в состоянии духом вознестись ко Всевышнему. В этом диалоге речь Всевышнего — в мире сверхчувственной реальности. Это подтверждают слова Господа, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует):

“Я разделил молитву между Мною и рабом Моим на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: “Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-алямин” (“Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров”), то скажу: “Благодарит Меня раб Мой”.

Когда скажет: “Ар-рахманир-рахим” (“Милость Которого вечна и безгранична”), то скажу: “Восхваляет Меня раб Мой”.

Когда скажет: “Малики яумид-дин” (“Владыке Судного Дня”), то скажу: “Прославляет Меня раб Мой”.

Когда скажет: “Иййяке набуду ва иййякя настаин” (“Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи”), то скажу: “Это между Мною и рабом Моим. Рабу Моему то, что он просит”.

Когда скажет: “Ихдинас-сыраталь-мустакым, сыратал-лязина анамта алейхим гайриль-магдуби алейхим ва ляддоллин” (“Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые пребывают в заблуждении”), то скажу: “Это — рабу Моему. И ему [дам] то, что он просит”[3].

_______________________________

[1] См.: Св. Коран, 94:5, 6.

[2] См.: аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия. С. 108–115.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 169, хадис № 395.

 

Из книги Ильдара Аляутдинова «Незабываемые страницы истории»

© 2019 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?