Великодушие Пророка на примере Вахши

Любой человек осознанно или нет, но ищет себе идеал для подражания. Для людей верующих примером для подражания является посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует). В Священном Коране сказано: “Воистину, в посланнике Аллаха для вас наилучший пример. Для тех, кто желает встречи с Аллахом, стремится к Последнему Дню и часто поминает Всевышнего Аллаха ”(1).

В приводимой истории о Вахши ибн Харбе вновь раскрываются те высокие достоинства и нравы, что были присущи пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). С одной стороны, мы увидим великодушие и опеку посланника Божьего, распространявшиеся на всех, даже на тех, кто лично нанес ему боль, а с другой — осознание сподвижником пагубности совершенного проступка и поиск путей его искупления. Но прежде следует напомнить пророческое изречение: “Соприкасаясь в делах или словах с моими сподвижниками, бойтесь Аллаха! Не оскорбляйте их и после меня! Кто их любит, тот подтверждает свою любовь ко мне. Кто же испытывает к ним неприязнь, то это — от неприязни ко мне. Кто причинит им боль, тот причинит ее и мне. Кто же причинит боль мне, тот причинит боль Самому Всевышнему. Кто же причинит боль Всевышнему, тот близок к тому, чтобы Аллах взял его”(2).

Вахши ибн Харбе – это тот самый человек, который, будучи неверующим, был нанят для расправы с Хамзой, дядей Пророка, являвшимся также его молочным братом. До принятия Ислама Хамза уже тогда ощущал величие, которым был наделен его близкий родственник. Оба были примерно одного возраста, вместе росли. Достигнув зрелости, Хамза избрал путь воина, сражавшегося с равными себе по силе и величию, стремившегося взять все возможное от благ и услад этого мира, занять свое почетное место среди знати мекканских курайшитов. Хамза также был известен как умелый охотник: он был столь могуч, что львы разбегались, завидев его издалека.

С пророческой миссии минуло всего несколько лет, и численность ответивших на призыв — это несколько десятков человек. Мекканцы все больше волновались из-за Мухаммада (мир ему и благословение) и его призыва. В один из дней Хамза возвращался после охоты и направился к Каабе для совершения обхода. Ему встретилась служанка Абдуллы инб Джудана, которая воскликнула: “О Абу Умар, ах, если бы ты увидел, что пришлось пережить твоему племяннику Мухаммаду от Хакима ибн Хишама!” Узнав, что Абу Джахль порочил и поносил его племянника, разгневанный Хамза поспешил к Каабе. Тот сидел в кругу курайшитской знати, когда дядя Пророка вырвал свой лук и рассек ему лицо до крови со словами: “Неужто ты оскорбляешь Мухаммада, тогда как я также придерживаюсь его религии?! Я говорю то, что говорит он, и если ты в состоянии, ответь мне (на удар)!” Слова Хамзы для курайшитов прогремели как гром: “Неужто Хамза принял Ислам, неужто один из самых уважаемых среди нас занял свое место рядом с Мухаммадом?!”

Хамза дни и ночи пребывал в раздумьях, правильно ли он поступил, что произнес эти слова в порыве гнева. Мучаясь от бессонницы, Хамза направился к Каабе и там долго просил Аллаха, чтобы Он открыл его сердце для истины. После чего он отправился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и принял Ислам.

С этого момента Хамза был не кем иным, как АсадуЛ-лахи вар-расуль – “Львом Аллаха и Его посланника”. Именно он возглавил первый поход и принял из рук Пророка первое знамя.

Прежде чем вспомнить о Вахши, следует упомянуть битву при Бадре, которая во многом определила ход истории Ислама. Когда до жителей Медины дошла весть о караване курайшитов, следующем из Шама в Мекку во главе с Абу Суфьяном и в сопровождении не более 30–40 человек, Пророк посчитал это возможностью возместить потери при переселении в Медину. Мусульмане выступили в путь, но Абу Суфьян успел предупредить мекканцев об опасности и призвать около 1000 воинов. Несмотря на то что битва обернулась для мусульман очевидным неравенством сил, ведь их было в три раза меньше, они одержали победу.

Мекканцы понесли тяжелые потери (многие из числа знатных курайшитов пали на поле боя), тогда они начали подготовку к очередной битве с тем, чтобы отомстить мусульманам. Для убийства дяди Пророка наняли эфиопского раба Вахши, которому в случае успеха были обещаны свобода и несметные богатства. Женщину, нанявшую Вахши, звали Хинд бинт Утба — это была жена Абу Суфьяна. Она потеряла в битве отца, дядю, брата и сына, понимая, что многие из них полегли именно от рук Хамзы.

И вот Вахши, прославленный своей меткостью в метании копий, был послан, чтобы уничтожить этого “льва Аллаха и Его посланника” во время битвы при Ухуде. Сам Вахши так рассказывал об этом: “Когда мы достигли горы Ухуд и разгорелся бой, единственной моей целью был Хамза. Его нетрудно было отличить в толпе людей. Ведь на его груди красовалось белое страусиное перо — признак отваги и мужества. Вскоре я заметил его. Прячась то за камнем, то за деревом, я пытался выбрать подходящий момент, чтобы поразить его своим копьем. В какой-то момент перед Хамзой появился всадник из числа курайшитов по имени Сиба‘ ибн Абдуль-‘узза. Когда Хамза сразил противника мечом и тот упал с коня наземь, я выбрал момент и метнул копье. Попав в паховую область, оно прошло насквозь. Сделав два шага в моем направлении, Хамза упал замертво”(3).

Хамза… Как много это имя значит для каждого мусульманина! На протяжении всей своей жизни всему, помимо Аллаха, он говорил “Ля”(4)! И даже в момент смерти, когда копье вонзилось в его тело, он олицетворял собой большое “لا” — Нет!

Как вы знаете, тела отдавших свои жизни ради веры не омываются, но тело Хамзы (да будет доволен им Аллах) было омыто. Оно было омыто слезами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые более ценны, чем воды райских рек. Доселе арабы так не поступали с телами своих противников. Однако ярость, жестокость, месть настолько охватили Хинд, что она приказала извлечь печень Хамзы. Посланник Господа миров сидел рядом с телом Хамзы, безжалостно искалеченным и изуродованным, и плакал как маленький ребенок.

День за днем Слово Божье распространялось среди людей, и с каждым часом ряды мусульман пополнялись. Спустя несколько лет после битвы при Ухуде была освобождена Мекка. Вахши ничего не оставалось делать, как бежать. Он укрылся в Таифе.

Что же произошло далее?

Есть два риваята (повествования) о том, как Вахши принял Ислам и занял свое место среди сподвижников. В одном из них упоминается, что Вахши сам пришел к посланнику Всевышнего, признав его пророческую миссию(5), в другом — что Пророк направил к нему послание, призывая принять Ислам. Однако Вахши с одним из направлявшихся в Мекку отправил ответное послание, в котором приводился аят: “[И истинно верующие — это те] которые наряду со Всевышним не взывают к другим божествам и не лишают жизни душу, которую Аллах сделал запретной для убийства, кроме как имея на то право, и те, которые не прелюбодействуют. Кто же совершает это, тот встретит возмездие за содеянное. В День Воскресения наказание удвоится ему, и будет он навечно в Аду унижен”(6). Под аятом Вахши написал: “Ты призываешь меня стать мусульманином, однако я совершил все грехи, что упомянуты в этом аяте. Я жил в неверии, поклонялся идолам, прелюбодействовал и убил близкого тебе человека — твоего дядю. Разве может быть прощен такой, как я?”

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) в ответ направил следующий аят: “Кроме тех, кто покаялся, уверовал и совершал благие дела. Их греховные поступки Всевышний заменит праведными. Ибо Аллах — Прощающий, Милосердный”(7). На что Вахши ответил: “Мухаммад, это тяжелое условие — “кроме тех, кто…”. Возможно, мне это не под силу”.

Тогда Пророк вновь направил кораническое повествование: “Поистине, Господь не простит придание Ему в сотоварищи других божеств. И прощает все грехи, кроме этого, тем, кому пожелает”(8). На это послание Вахши ответил, что в аяте прощение не гарантировано, оно оставлено на суд Всевышнего и Его волю.

И вновь Пророк милости и сострадания, Пророк милосердия и великодушия отправил  послание, в котором процитировал аят: “Скажи: “О рабы Мои, против самих же себя преступившие рамки дозволенного! Не теряйте надежду на милость Аллаха. Поистине, Он прощает все грехи. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный”(9),(10) .

Только после этого письма Вахши предстал перед Пророком и присягнул ему на верность. Теперь и он из числа сахабов. Но ни он, ни кто-либо другой не могли забыть совершенного им преступления. Ведь он убил дядю Пророка — Хамзу. И как-то раз посланник Всевышнего обратится к Вахши со словами: “Если можешь, не появляйся мне на глаза”(11).

Но разве возможно, познав счастье общения с посланником Всевышнего, подтвердив его пророческую миссию и увидев в нем качества, присущие лишь пророкам, быть лишенным возможности видеть и общаться с этим человеком? Клянусь Всевышним, невозможно! Но, склонив голову перед просьбой Пророка, Вахши ничего не оставалось делать, как подчиниться.

Всякий раз Вахши издалека старался разглядеть улыбку Пророка, обращенную в его сторону. Тайком он пытался поймать его взгляд. Каждую минуту, каждую секунду Вахши был в ожидании, когда же Пророк обратится к нему со словами: “Теперь ты можешь появляться мне на глаза”.

Но этого так и не произошло. В один из дней разнеслась весть: “Посланник Всевышнего покинул сей мир”. С заходом солнца Гордости Вселенной зашло и солнце Вахши. Все будто покрылось тьмой. В его глазах почернело. Ведь он не услышал и больше никогда не услышит позволения Пророка предстать перед ним.

Все последующие дни Вахши провел в ожидании случая, когда он сможет искупить тот грех, что совершил несколько лет назад, убив Хамзу. Но ведь этот грех был совершен до принятия Ислама, а как мы знаем, принятие Ислама стирает все грехи, совершенные до этого, то есть в День Великого Суда с него не было бы спроса. Однако уровень понимания сахабов особенен. Осознание пагубности совершенного не давало покоя Вахши. Подобно маленькому угольку, оно тлело в сердце сподвижника, искавшего эликсир прощения, чтоб погасить его.

И день настал. Объявился лжепророк Мусайляматуль-кяззаб, собравший вокруг себя некоторые непокорные племена. Объявив себя пророком, этот несчастный не понимал, что тем самым он провозглашает: “О Мухаммад, воистину, ты — посланник Аллаха”. Ведь пророк Мухаммад незадолго до своей смерти оповестил: “Не наступит Конец Света, пока не появятся лжецы. Их число будет близко к тридцати. Каждый из них будет утверждать, что он — посланник Всевышнего”(12).

Праведный халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) направил мусульманское войско во главе с Халидом ибн Валидом для погашения возникшей смуты. Услышав об этом, Вахши сам себе сказал: “Клянусь Аллахом, это твоя возможность. Не упусти ее!” И занял свое место среди мусульманских воинов. В руке у него было то самое, уже заржавевшее копье, которым примерно семь лет назад он сразил Хамзу.

В истории эта битва известна как битва при Ямаме. Из сражения не вернулось большое число сподвижников. Бой был очень тяжелым. В какой-то момент Мусайляма пытался бежать. Но послышался голос: “Вот он — Божий враг Мусайляматуль-кяззаб”. Вахши был уже рядом. И в руке его было копье. Выждав нужный момент, он пронзил Мусайляму. Обрушившись с коня на землю, лжепророк был повержен. В благодарность Господу миров Вахши пал на колени и согнулся в земном поклоне. Его глаза были наполнены слезами(13). Только Всевышнему ведомо, что сходило с его уст в те мгновения. Быть может, он обращался к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со словами: “О посланник Аллаха, теперь мог бы я предстать перед тобою?” Посланник Всевышнего уже покинул этот мир. Но, возможно, в особом измерении и он принимал участие в этой битве среди своих сахабов. И, возможно, в эти мгновения он говорил: “Да, теперь ты можешь предстать предо мною”.

Из истории следует, что каждый сподвижник посланника Аллаха занимает особый, высокий статус. И даже такой человек, как Вахши. Примечательно то, что он не обольщается прощением Всевышнего, а переживает за прошлые прегрешения и ищет любую возможность их искупить.

Перечитывая эпизоды из жизни Пророка и его сподвижников в трудах великих ученых, важно не только находить для себя утешение, но и внимать назиданиям. Поистине, уровень великодушия Пророка во многом для нас не достижим. Ведь даже перенеся личную боль, такую как убийство своего родного дяди и близкого соратника, он был готов не только простить, но и протянуть руку помощи в вопросе обретения вечного счастья путем познания Всевышнего Создателя. Он прилагал все усилия, чтобы помочь людям найти себя, отбросив позади все порочное и наметив новые горизонты духовного роста и развития.

Миссия посланника Всевышнего была направлена на то, чтобы спасти людей, пробудить в них веру во Всевышнего, помочь осознать суть мирской жизни и успеть подготовиться к отчету перед своим Создателем.

Зададимся вопросом: насколько мы с вами по-настоящему переживаем за тех, кто так и не познал Бога, насколько мы беспокоимся за наше окружение, порой далекое от религии, — наших родственников, близких, соседей, компаньонов, желая им помочь найти Его?

(1) См.: Св. Коран, 33:21.
(2) 
См.: Ахмад ибн Ханбаль. Фадаиль ас-сахаба [Достоинства сподвижников]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1983. Т. 1. С. 48.
(3) См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 342.
(4) “Ля” — в арабском языке частица отрицания.
(5) См.: Халид М. Риджалюн хавля ар-расуль [Мужчины рядом с Пророком]. Бейрут: аль-Джиль, 1994. С. 187.
(6) См.: Св. Коран, 25:68, 69.
(7) См.: Св. Коран, 25:70
(8) См.: Св. Коран, 4:48.
(9) См.: Св. Коран, 39:53.
(10) См.: Ахмад ибн Ханбаль. Фадаиль ас-сахаба. Т. 1. С. 57, 58; Гюлен Ф. Сонсуз нур [Бесконечный свет]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1994. Т. 1. С. 172, 173.
(11) См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 345.
(12) См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 1288.
(13) См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 345, 346; Гюлен Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 172–174.

© 2017 Духовное управление мусульман города Москва

Log in with your credentials

Forgot your details?