Ас-саламу алейкум ва рахматуллахи тааля ва баракатуху!
Уважаемые участники и гости симпозиума, я искренне рад приветствовать вас от имени ДУМ РФ и Совета улемов на столь значимом мероприятии, посвященном методологии вынесения фетв в России. Для нас большая честь принимать вас на этом собрании и иметь возможность вместе, сообща искать ответы на актуальные для всех нас вопросы. Верю, что взаимодействие в рамках симпозиума будет плодотворным, а также молю Всевышнего о даровании успешной и созидательной работы!
Еще в начале Х века на территории России зародилось первое мусульманское государство: в 2022 году мы отметили 1100-летие принятия Ислама народами государства Волжская Булгария. На сегодняшний день Россия – это многонациональная и многоконфессиональная страна, которая состоит из 89 равноправных субъектов с общей численностью населения свыше 146 млн. чел. Точная численность мусульман в России до сих пор является предметом дискуссий, так как кроме коренных жителей в стране много мигрантов, исповедующих Ислам. По некоторым статистическим данным, в Российской Федерации проживает свыше 20 млн. мусульман. Эксперты прогнозируют, что через несколько десятков лет численность мусульман в стране может превысить 30% от общего числа населения.
Как уже было отмечено ранее, наша страна отличается своей многонациональностью – на ее территории проживают более 190 народов! Для более чем 30 из них Ислам является основной религией. Есть регионы, которые преимущественно населяют мусульмане, например, Дагестан, Чечня, Татарстан и пр. Проживающие в Поволжье представители тюркских народов (татары, башкиры, карачаевцы, балкары, кумыки, ногайцы и др.) в большей степени исповедуют суннизм ханафитского мазхаба. Шафиитский мазхаб доминирует в Чечне, Ингушетии и большей части Дагестана.
Важно учесть, что на Кавказе проживают от 50 до 62 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык и уникальные традиции.
Еще одна особенность России – это постоянный приток мигрантов, исповедующих Ислам. В работе с ними важно обеспечить их интеграцию в российское общество, но с сохранением своих национальных и культурных особенностей. В России представители разных конфессий испокон веков живут в тесном взаимодействии. При этом Россия – светское государство, где учитываются права и свободы всех религий, поэтому при вынесении фетв важно учитывать имеющуюся действительность, а именно — разность традиций и обычаев среди самих мусульман, их тесное взаимодействие с представителями других конфессий, а также ориентироваться на законы самого государства.
Для нас важно, чтобы многообразие России не становилось причиной разлада и соперничества, а наоборот, было основой для дальнейшего развития и процветания страны. Сейчас как никогда важно способствовать укреплению единства, а также сплоченности между самими мусульманами, так как разность культур и социального статуса могут вызвать в умме недопонимание и споры.
Для достижения этой цели, а также решения научно-богословских вопросов и был создан Совет улемов. Совет улемов ДУМ РФ является коллегиальным совещательным органом. В своей деятельности Совет руководствуется принципами Корана и Сунны, мнением авторитетных ученых-правоведов четырех правовых школ (мазхабов), нормами традиционной религиозной практики мусульман России, законодательством РФ и Уставом ДУМ РФ.
Основными задачами Совета являются: подготовка фетв по возникшим современным вопросам мусульман, перевод актуальной религиозной литературы, изучение новаторских идей в мусульманском мире, разъяснение и толкование традиционных положений мусульманской религии на основе официальных запросов. Главенствующими принципами, которыми руководствуется Совет в своей деятельности, являются:
1. Верность, преданность делу и ответственность.
2. Уважение к знанию и ученым.
3. Коллективное принятие решений.
4. Следование принципу «срединности» и умеренности.
5. Побуждение к иджтихаду и обновлению (Совет рассматривает иджтихад и обновление как механизмы развития современного общества, разрешения существующих проблем и сложных вопросов, изучения новаторских идей и возможности их применения в повседневной жизни).
6. Гибкость в принятии решений.
Общие нормы и принципы исламского права неизменны, но их реализация может меняться в зависимости от времени и условий. Совет улемов ДУМ РФ полагает, что шариатские фетвы призваны решать проблемы различного характера, связанные с жизненными обстоятельствами и ситуациями, поэтому они должны отличаться гибкостью и не быть одноформатными.
Также Совет старается работать с первоисточниками, поэтому начальным этапом выделен качественный перевод подобранного материала на русский язык. При разработке богословских заключений члены Совета максимально детально изучают вынесенный на рассмотрение вопрос, приводят подробную аргументацию «за» и «против». При выборе мнения Совет ориентируется на богословскую мысль прошлых столетий, учитывает опыт международных институтов по вынесению фетв и современные реалии России.
С целью обмена опыта и укрепления международного сотрудничества Совет улемов заключил ряд важных меморандумов, в том числе, с Домом фетв Египта, Высшим советом по делам религии Турции, Главным управлением по фетвам Иорданского Хашимитского королевства, Министерством вакфов Сирийской Арабской Республики, Иракской академией фикха.
В ходе знакомства с международной практикой вынесения фетв была отмечена схожесть основополагающих принципов.
Например, Дом фетв Египта руководствуется в работе следующими принципами:
1. При вынесении фетв учёные опираются на мнения четырех богословско-правовых школ (ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской).
2. Для достижения целей шариата допускается прибегать к мнению авторитетных ученых других богословско-правовых школ (джафаритской, зейдитской, ибадитской), например, таких как аль-Ауза’и, ат-Табари, аль-Лейс ибн Са’д и др.
3. В некоторых случаях допускается извлечение положений (норм) напрямую из текстов Корана и Сунны, но при условии соблюдения принципов науки «усуль-аль-фикх».
4. Во избежание противоречий между фетвой и решениями конституционного суда богословское заключение разрабатывается с учетом законов Египта.
5. В основе работы лежит соблюдение принципа умеренности.
Главное управление по фетвам Иорданского Хашимитского королевства выстраивает работу согласно правовой школе имама Шафии. Приведем ключевые принципы:
1. Если рассматривается вопрос, ранее не изученный богословами или касающийся финансовой, медицинской и других подобных областей, Главное управление обязано провести собственное научное исследование с соблюдением правильной аргументации, опираясь на авторитетные источники, а также с учётом современных реалий и соотношения вреда и пользы для общества.
2. Если иджтихад шафиитской школы в определенном вопросе не соответствует времени, месту и обстоятельствам, например, его практика приводит к крайней сложности, а также если появились новые научные данные касательно изучаемого вопроса, управление проводит повторное исследование в свете открывшихся данных, правовых принципов и целей Шариата, используя иджтихады всех школ.
3. В вопросах личного статуса человека, таких как брак, развод, опека и наследование, Главное управление по фетвам Иорданского Хашимитского королевства полагается на иорданский закон и не выходит за его рамки.
Иракская академия фикха при вынесении фетвы руководствуется следующими принципами:
1. Следование мнению большинства ученых четырех богословско-правовых школ.
2. Ради достижения целей шариата допускается прибегнуть к мнению, отличающемуся от мнения большинства.
3. Вынесенное решение подкрепляется аргументами из Корана и Сунны (если это необходимо).
4. В некоторых случаях допускается извлечение положений (норм) напрямую из текстов Корана и Сунны, но при условии соблюдения принципов науки «усуль-аль-фикх».
5. При разработке фетв, касающихся вопросов современности, учитываются мнения большинства ученых нашего времени.
6. На каждый вопрос формируется лаконичный ответ.
Как мы видим, международные институты по вынесению фетв в основе своей следуют схожим принципам. В частности, прибегают к мнению большинства, учитывают законы своей страны, а также выносят решения в соответствии с запросами современности. Эти принципы легли и в основу деятельности Совета улемов ДУМ РФ.
Завершая свою речь, я хотел бы подчеркнуть, что различия в научных взглядах и фетвах у компетентных ученых не должны вызывать раскол и споры среди обычных верующих. Пока эти различия мнений соответствуют богословским правилам, они предоставляют людям дополнительные возможности для практики. Для того чтобы это стало реальностью и деятельность была успешной, необходимо конструктивное и продуктивное взаимодействие. Этого можно достичь только совместными усилиями, когда все заинтересованные стороны участвуют в общей работе, дабы достичь как шариатских, так и национальных, культурных, общегосударственных и общечеловеческих целей.