Первая пятничная проповедь, с которой посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к сподвижникам:
أَيُّهَا النَّاسُ، فَقَدِّمُوا لأنْفُسِكُمْ، تَعْلَمُنَّ وَ اللهِ لَيُصْعَقَنَّ أَحَدُكُمْ، ثُمَّ لَيَدَعَنَّ غَنَمَهُ لَيْسَ لَهَا رَاعٍ، ثُمَّ لَيَقُولَنَّ لَهُ رَبُّهُ، وَ لَيْسَ لَهُ تَرْجُمَانٌ وَ لا حَاجِبٌ يَحْجُبُهُ دُونَهُ: أَلَمْ يَأْتِكَ رَسُولِي فَبَلَّغَكَ، وَ آتَيْتُكَ مَالاً وَ أَفْضَلْتُ عَلَيْكَ؟ فَمَا قَدَّمْتَ لَنَفْسِكَ؟ فَلَيَنْظُرَنَّ يَمِينًا وَ شِمَالاً فَلاَ يَرَى شَيْئًا، ثُمَّ لَيَنْظُرَنَّ قُدَّامَهُ فَلا يَرَى غَيْرَ جَهَنَّمَ.
“О люди, позаботьтесь о себе! Клянусь Всевышним, знайте, каждого из вас настигнет смерть, затем оставите своих овец без пастуха [оставите свои сбережения и имущество, не взяв с собой ничего из накопленного за прожитые годы]. А после Аллах скажет (и между человеком и Всевышним не будет ни переводчика, ни преграды): “Разве не явился к тебе Мой посланник и не донес до тебя веления Мои? Разве не даровал Я тебе имущество и не проявил безграничную милость к тебе? Что же ты сделал, как позаботился о себе?” Человек посмотрит направо, налево и ничего не увидит. Посмотрит вперед, и откроется ему лишь Ад”.
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил:
فَمَنِ اسْتَطَاعَ أَنْ يَقِيَ وَجْهَهُ مِنَ النَّارِ وَ لَوْ بِشَقِّ تَمْرَةٍ فَلْيَفْعَلْ، وَ مَنْ لَمْ يَجِدْ فَبِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ، فَإِنَّ بِهَا تُجْزَى الْحَسَنَةُ عَشَرَ أَمْثَالِهَا، إِلَى سَبْعِمائة ضِعْفٍ
“Кто в состоянии защитить себя от адского огня хотя бы подаянием в половинку финика, тот пусть сделает это! Кто и того не найдет, то — благим словом. Воистину, за единицу благого — десятикратное воздаяние, которое может удвоиться семьсот раз”.(1)
У каждого свой путь поиска Божественного довольства. Порой некоторые тешат себя мыслью, будто делают больше, нежели другие, рассуждая примерно так: “Мы ведь молимся, иногда соблюдаем дополнительный пост, при случае зарежем барашка”. Однако надо осознать, что это ничтожно мало по сравнению с предоставляемыми нам Всевышним дарами и ожидаемой нас вечностью.
Доказательством тому является жизнь посланника Всевышнего и его сподвижников. Да, они тоже совершали молитвы, соблюдали пост, но это не являлось утешением, лелеявшим их самодовольство. Наоборот, это давало им силы преодолевать одну высоту за другой.
(1) См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 2. С. 109.