Вопрос.
Все, конечно, мы понимаем, что Аллах есть. Мы молимся, верим, поклоняемся только Ему одному, не предаем сотоварищей. Но чего-то не хватает. Где найти и как быть, не знаю. Как познать, почувствовать Всевышнего? Как заполнить пустоту, как научиться быть искренним перед Аллахом в намазе, как пропустить все это через себя, а не быть просто роботом?
Как познать Аллаха через Его имена и атрибуты? Может, есть какая-нибудь достоверная литература? Поясните, пожалуйста, этот вопрос. Как полностью, до кончиков пальцев, отдаться поклонению и прочувствовать, что Аллах доволен тобой? Спасибо.
Ответ.
Данный вопрос указывает на то, что человек пытается осознанно жить, поклоняться, выполнять предписания Всевышнего. Подобное желание и намерение уже о многом говорит, и этот настрой, рано или поздно, откроет перед человеком неописуемые красоты и ощущения, связанные со Всевышним и его атрибутами, иншаАлла.
Подобные чувства, состояние души может зародиться после прочтения книг, через проповеди, наставления и назидания, а также просто посредством наблюдения за окружающим миром: события, которые происходят в жизни, и являются напоминанием от Всевышнего.
Главное — суметь все это пропустить через свою душу, сердце. Часто бывает, что один и тот же текст для кого-то открывает новые двери, это говорит о том, что душа и сердце человека были готовы воспринять эти слова должным образом. Однако в некоторых случаях слова не западают в душу.
Поэтому важен внутренний мир человека, его внутреннее состояние, переживания, мысли, то, чем он живёт, и к чему стремится. Безусловно, сохранить это состояние на долгое время очень сложно. Уместным здесь будет вспомнить следуюший хадис:
сообщается, что Ханзаля аль-Усаййиди, который был одним из писцов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Однажды меня встретил Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который спросил: “Как поживаешь, о Ханзаля?” (В ответ ему) я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Преславен Аллах! Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы бываем у Посланника Аллаха, напоминающего нам о рае и аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!”
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!”, — (после чего) мы с Абу Бакром пошли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я сказал (ему): “Ханзаля стал лицемером, о Посланник Аллаха!” Он спросил: “В чём же это (выражается)?”
Я сказал: “О Посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе, и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” (выслушав меня,) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки (, где бы вы ни были — ) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время”, — повторив (эти слова) трижды». (Муслим).
Это состояние мы должны ловить, находить и стараться сохранить в себе хоть какое-то время. Для этого следует сторониться греховного, плохого, ограничивать себя от запретного и сомнительного. Если человек живет с подобными целями и желаниями, а также проявляет усердие на выбранном пути, то Аллах, по Своей милости, дарует возможность прочувствовать вкус поклонения.
Каждое наше действие, слово должны быть осознанными, мы должны понять смысл и цель нашего существования. Все это способствует пробуждению в нас чувства искренней благодарности и любви ко Всевышнему.
Муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов