Праздничная проповедь заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, муфтия Москвы Ильдара хазрата Аляутдинова в день Ид аль-Адха (Курбан-байрам) в Московской Соборной мечети 28 июня 2023 г.:
Ассаляму алейкум ва рахматулахи ва баракатух –
Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение!
Дорогие братья и сестры! Уважаемые единоверцы, соотечественники!
Сегодня мы отмечаем один из величайших праздников –
Ид аль-Адха – Курбан-байрам!
Позвольте от имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, от имени духовного лидера мусульман России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина и от себя лично сердечно поздравить всех с этим светлым и значимым праздником!
Мы глубоко признательны российскому государственному телевизионному каналу «Россия-1» за организацию трансляции праздничной проповеди из главного мусульманского храма нашей страны. Пользуясь предоставленной возможностью, адресую самые радушные слова приветствия и поздравления всем гражданам нашей страны, гражданам стран СНГ (Содружества независимых государств), а также всем верующим во всем мире!
В этот благословенный день не только мусульмане спешат поздравить друг друга с Великим праздником! Благодаря единству и сплоченности внутри нашего государства мы получаем множество поздравлений от представителей разных культур и религий, что подчеркивает наш межконфессиональный и межнациональный мир.
Своим вниманием нас почтило уважаемое Правительство Российской Федерации, представители органов власти, лидеры республик, главы международных организаций, правительство Москвы, а также главы и представители иных государств. Искренние поздравления являются показателем долгих дружеских отношений как внутри нашего государства, так и с другими странами! Эти отношения — результат понимания важности сохранения и развития связей, основанных на общечеловеческих ценностях.
Мы в свою очередь молитвенно поздравляем всех и желаем мира, милости и благословения Всевышнего Аллаха!
Конечно же, одним из первых с великими мусульманскими праздниками нас поздравляет глава государства – уважаемый Президент Владимир Владимирович Путин. В этом году он к нам обратился со следующими словами:
Мусульманам России
Сердечно поздравляю мусульман России с праздником Курбан-байрам. Этот праздник, знаменующий завершение паломничества к великим святыням ислама имеет глубокий нравственный, духовный смысл. Испокон веков он отмечается благими делами и заботой о ближнем, служит утверждению в обществе идеалов добра, милосердия и справедливости.
Мусульманская община России играет большую созидательную роль в жизни страны, вносит значимый вклад в упрочение межнационального и межрелигиозного мира, в сбережение семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения. Сегодня, опираясь на исторические, духовные, патриотические традиции предков, бойцы-мусульмане в ходе специальной военной операции проявляют самоотверженность, отвагу и мужество. Плечом к плечу со своими товарищами защищают Россию.
Желаю вам здоровья и успехов.
Президент
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин
От имени мусульман хочу выразить огромную благодарность главе государства за добрые пожелания и неоценимый вклад в сохранение межнациональных и межрелигиозных отношений в нашем обществе.
Выражаем также благодарность Мэру Москвы — Собянину Сергею Семеновичу. Человеку, который на своём посту прилагает усилия для процветания нашего столицы и содействует организации многих культурно-просветительских и благотворительных мероприятий мусульманского сообщества столицы. В их числе — проведение праздников Ураза -байрам и Курбан-байрам.
В своём поздравлении Сергей Семенович отметил:
Сердечно поздравляю Вас с наступлением главного мусульманского праздника Курбан-байрам!
Курбан-байрам знаменует завершение паломничества к исламским святыням и почитается верующими как время благочестия и верности религиозным ценностям. Этот праздник олицетворяет нравственные идеалы ислама, стремление к духовному совершенствованию, справедливости, милосердию. Убежден, что развитие нашего сотрудничества будет и дальше служить надежным фундаментом межнациональной и межконфессиональной гармонии.
В этот праздничный день, уважаемый муфтий, желаю Вам и всем мусульманам Москвы крепкого здоровья, мира, добра и благополучия!
Подобно тому как в эти дни миллионы наших единоверцев собрались на священных землях Мекки и Медины с тем, чтобы исполнить один из пяти столпов Ислама, также мусульмане во всем мире ранним утром устремились к мечетям, преисполненные желанием вместе совершить намаз, прослушать проповедь, обратиться к Всевышнему с молитвами, вновь ощутив единство и сплоченность. Словно паломники, которые предваряют обряды хаджа словами Тальбия, мы также, придя в дом Всевышнего Аллаха, молим: «Вот мы пред Тобой, о Всевышний! Вот мы пред Тобой! Вот мы пред Тобой, о Всевышний, нет у Тебя сотоварища! Вот мы пред Тобой, явились в Божье гостеприимство! Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат только Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»
Основная миссия религии Ислам заключается в том, чтобы вывести человечество к жизни, полной достоинств. Поэтому Всевышний вменил в обязанность верующим поклонения, которые имеют множество форм, но вместе с тем единую суть и основу — это достижение высоких нравственно-духовных качеств. То есть любое из предписаний Господа подталкивает к пробуждению и развитию в нас высоких достоинств. Одно из таких поклонений — совершение хаджа.
Священный Коран гласит:
“Хадж совершается в определенные, известные месяцы. Кто себе в обязанность вменил совершить хадж, тот в этот период пусть не сквернословит, воздерживается от всего греховного и не вступает в споры и раздоры. И все хорошее, что вы совершите, известно Господу. Запасайтесь провизией. Но помните, что лучшей провизией является набожность. Будьте же набожны и гнева Моего страшитесь, о те, в ком разумение живет!” (Св. Коран, 2:197)
Также в достоверном пророческом изречении сказано: “Кто совершит хадж искренне, ради Всевышнего Аллаха, не ругаясь и не греша, тот вернется чистым от грехов, словно вновь рожденный”.
Днем ранее паломники собрались в долине Арафат, обращаясь и моля Всевышнего Создателя о милости, прощении, благополучии и благоденствии по отношению к себе и ко всему миру. Без стояния в долине Арафат паломничество НЕ является действительным. Это особо значимый день, где мольба имеет определенно иной статус. В пророческих изречениях сказано: «Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Всевышним от адского наказания». В этот день Создатель гордится миром людей пред миром ангелов и Он обращается к ним [к ангелам] со словами: «Будьте свидетелями, что воистину, Я простил их» [людей, собравшихся на Арафате, взывающих и молящих о милости и прощении].
Стояние в долине Арафат является очередным напоминанием о Судном Дне. Дне, когда люди с разных уголков земли также все вместе соберутся для отчета пред Всевышним. Дне, когда люди, искренне осознав свои ошибки и прегрешения, со слезами на глазах будут молить Всевышнего о прощении. Дне, когда, наконец, познав истину, душа устремится к праведности. Но если у паломников после совершения хаджа есть возможность пересмотреть сценарий мирской жизни, то в День Суда люди будут лишены этого. На тот момент багаж вечности будет уже собран, обратного билета не будет, придет время нести ответ пред своим Создателем.
Стояние паломников во время хаджа проходит именно в долине Арафат – том месте, где много веков назад встретились Адам и Ева – прародители всего человечества. Точно так же каждый год сюда стекаются миллионы и миллионы людей со всех уголков мира. Каждый из них уникален: отличается внешностью, цветом кожи, разговаривает на своём языке, но несмотря на это в своих молитвах все они обращаются к Единому Творцу. И именно здесь происходит знакомство людей на уровне тел и душ. Приходит осознание себя как раба Божьего, но в то же время – своей принадлежности к великой умме Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). И именно здесь в большей степени раскрывается смысл одного из Божьих предписаний, побуждающих людей познавать друг друга. Коран гласит:
“О люди! Поистине, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Воистину, самыми почитаемыми пред Аллахом [Богом] среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен. Воистину, Аллах [Бог] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем]” (Св. Коран, 49:13).
Кроме этого, именно на горе Арафат была прочитана прощальная проповедь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Каждый из собравшихся в тот день, внемля словам посланника Божьего, был особенно внимателен. В дальнейшем именно эти слова пронесли сквозь века многие из тех, кто желал быть одним из его последователей. Сегодня же та проповедь, наполненная назиданиями и наставлениями, обращена к каждому из нас. Вспомним небольшой фрагмент. Посланник обратился:
«О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте, после сего года. Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город. Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц».
Также Ибн Исхак передает, что Раби‘а ибн Умейа ибн Халяф громким голосом оповещал людей, передавая слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Обращаясь к нему, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Скажи собравшимся: «О люди, воистину Посланник спрашивает: «Знаете ли вы, какой это месяц?» И он громко повторял эти слова, на что люди отвечали: «Да, это священный месяц». И Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) вновь говорил: «Скажи им: «Воистину, кровь ваша, имущество ваше священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же, как свят для вас этот месяц».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вновь просил: «Скажи им: «О люди, воистину, посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой это город?». И Раби‘а ибн Умейа громко повторял эти слова, на что люди отвечали: «Да, это заповедный город». Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Скажи им: «Воистину, кровь ваша, имущество ваше священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же, как свят для вас этот город».
И ещё раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил: «Скажи им: «О люди, поистине посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой этот день?». И Раби‘а ибн Умейа громко повторял эти слова, на что люди отвечали: «День великого хаджа». И Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Скажи им, что кровь ваша, имущество ваше священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же, как свят этот день».
Коранических аятов и пророческих изречений про единство много. Сколько проповедей и наставлений было произнесено на эту тему! Но применяем ли мы эти знания в жизни? Находят ли они отражение в наших действиях? Не остаются ли они только красивыми словами, льющимися с минбаров мечетей?
К сожалению, современные реалии показывают, что в обществе постепенно утратилось подлинное чувство единства, а вместе с тем и моральные принципы. Любое сообщество сильно именно своей цельностью. Разве есть смысл в строительстве здания, у которого будет крепкий основательный фундамент, но не будет крыши? Может ли быть оно полезным для общества? Конечно же нет. Здание может быть красивым, с интересным архитектурным решением, но если у него непрочный фундамент, это станет источником опасности для многих человеческих жизней.
В сохранении целостности кроется источник счастья в обоих мирах, но ее сохранение требует от людей немало усилий и, прежде всего, работу над собой. К сожалению, в мире множество факторов, способных нарушить целостность и внести раскол даже, казалось бы, в самые крепкие взаимоотношения. Многие века назад пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) упоминал, что смуты и раздоры в обществе неизбежны. Они как настигали прежние поколения, так станут испытанием и для последующих. В одном из хадисов приводятся следующие слова Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Будут смуты, подобные тьме ночи». Был задан вопрос: “Каков выход?”. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: “Книга Аллаха. В ней известие о том, что было до вас, и о том, что будет после вас, и разрешение вопросов, которые возникают меж вами”[1].
Священный Коран гласит:
«Смута хуже и пагубнее, чем убийство» (Св. Коран, 2:217). То есть, когда человек ведом больше эмоциями и становится орудием в чужих руках, с криками о справедливости начинает уничтожать и разрушать, чему в истории множество примеров, это хуже чем убийство человека, ибо это может привести еще к большим смертям!
Существует множество повествований Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о смутах. Цель их — не просто сообщить о беде, а предостеречь и подготовить. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) рассказывал о смутах, которые коснутся людей по причине их разногласий в мыслях и несхожести характеров. Он упомянул искушения, что постигнут сердца по причине их чрезмерной устремленности к мирскому и тленному. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будут смуты. Во время них сидящий лучше стоящего. Стоящий лучше идущего. Идущий лучше бегущего. Кто попытается вступить в эти смуты, того они поглотят и уничтожат. Кто же сможет воспользоваться прибежищем или спасением, тот пусть сделает это»[2].
Люди сильно отличаются друг от друга и проявляется это именно при серьезных потрясениях. Есть души хрупкие, быстро ломающиеся, их несет поток, подобно тому, как вода уносит сор и тину. Есть стойкие, твердые, если приходит вихрь и сносит все на своем пути, они остаются несломленными. Есть и такие, кто идёт вглубь трудностей, чтобы те не владели ими, а они сами властвовали над обстоятельствами. Но есть среди них и те, кто от малейшего страха утрачивает рассудок и оборачивается вспять. И каждый раз, когда у них усиливается страсть к мирскому и жизни, они обращаются в бегство. Священный Коран содержит упрек в адрес подобных людей на примере участников Битвы у рва. Напомню, в пятом году хиджры враждебные племена объединились против пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и мусульман. Для этого они стеклись к Медине и окружили город со всех сторон. Более того, в решающий момент битвы племя Курайза, с которым было заключено соглашение о мире, пойдя на поводу подстрекательств, расторгло договор. В итоге мусульмане оказались в крайне тяжелом положении: стало ясно, что они окружены со всех сторон. И даже тыл, который должен был находиться под защитой иудейского племени, теперь был уязвим. В Коране приводится:
“Скажи: “Побег вам никогда не пойдет на пользу, если убежать вы хотите от смерти или возможности оказаться убитыми [на поле брани]. А следовательно [если вам уже предначертано умереть или быть убитыми, то] наслаждаться земными благами [в любом случае] осталось совсем недолго”. Скажи: “Есть ли тот, кто смог бы защитить вас в случае, когда Господь пожелает вам зла или захочет проявить к вам [Свою] милость?! Помимо Аллаха они не смогут найти для себя покровителя и помощника” (Св. Коран, 33:16-17).
Да, жизнь – это мир испытаний. В Коране сказано:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (Св. Коран, 2:155-156).
Терпение — качество, которое помогает нам пережить трудности и невзгоды. В религиозном понятии терпение (сабр) — это удержание души от беспокойства и тревог, воздержание языка от жалоб, недовольства и гнева, а тела — от недостойного поведения. «Удивительно положение верующего (му’мина). Поистине, любая ситуация для него — благо. И это касается исключительно истинно верующего. Если постигает его радость, то он выражает благодарность Всевышнему. И это — благо для него. Если же его коснется беда, то он проявляет терпение, зная, что все — по воле Творца. И это — также благо для него»[3].
После прочтения этого хадиса в душе укрепляется чувство спокойствия и умиротворения. И кажется, что ты — самый счастливый человек в этом мире. Именно тот человек, которого никакая ситуация не может отклонить от основной обязанности: вознесения Слова Божьего до самого высокого уровня через неустанную работу над собой, через скрупулезный созидательный труд, через привитие из поколения в поколение понимания и стремления к высоким материям, наукам, интеллектуальному первенству.
Надежда, безопасность, удовлетворенность и внутреннее спокойствие — это те плоды, которые человек верующий пожинает, обладая полноценной верой в сознании и душе.
Мусульманин всегда доволен Аллахом, в какой бы ситуации он ни оказался, ибо он верит в Его милость и полагается на Него. Если Аллах не отвечает на молитвы сиюминутно, то будьте уверены, даже в этом скрыта высшая мудрость. Верующий не забывает, что Всевышний в конечном счете воздаст ему благом в обоих мирах. Ведь Он вознаграждает терпеливых и Он не нарушает Своих обещаний.
Мы так же, следуя примеру пророков и посланников, должны своими словами, делами, поступками призывать лишь к благому. А для этого важно самому быть носителем благих качеств. Не только на словах — всем сердцем следовать Божественным предписаниям, а если приходят трудности и испытания – достойно их принимать, проживать и уметь делать выводы! Сегодня, в день праздника Курбан-байрам, эти смыслы всецело раскрываются на примере жизни пророка Ибрахима.
Как мы знаем, Божественным Откровением ему было велено в испытание его веры принести в жертву единственного сына Исмаила, рождение которого пришлось на годы глубокой старости и было по земным меркам чудом. Несмотря на всю любовь к ребенку, долгожданную поддержку в старости, Ибрахим, получив Божье повеление и рассказав о нем сыну, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, донесся голос:
“Это было очевидным испытанием! [Ты успешно преодолел его]” (Св. Коран, 37:106). Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака.
Этим Всевышний показал: для того, чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется, а животный мир — на покорной службе у людей.
В жизни пророка Ибрахима было достаточно много испытаний, но каждый раз он проживал эти ситуации со спокойствием и принятием. Для современного человека это может показаться невозможным. Многие склонны проживать жизнь в постоянной тревоге, переживаниях, в ожидании худшего. Действительно, кто-то может возразить: «Как же достичь этой душевной умиротворенности и внутреннего спокойствия, когда с каждым годом приходят новые испытания, кризисы, пандемия, заговоры, мятежи. В мире неспокойно, и не знаешь, чего ожидать завтра?!».
Вспомним еще одну поучительную историю из жизни пророка Ибрахима. После предпринятой им попытки вразумить свой народ, показать, насколько нелепо поклонение каменным истуканам, которые не могут принести ни пользы, ни вреда, более того — не могут защитить даже самих себя, его народ воскликнул:
“Сожгите его! Спасайте своих богов, если вы в состоянии что-либо предпринять!” (Св. Коран, 21:68). Были собраны дрова. Каждый, от мала до велика, принимал в этом участие. Разожгли невиданный костер. Ибрахима посадили на чашу катапульты и бросили в огонь. В мгновение, когда Ибрахим летел в огонь, появился ангел Джабраил и спросил:
«Тебе помочь?»
В ответ с уст пророка сошли слова:
«Всевышнего мне достаточно, и Он — наилучший покровитель».
И Всевышний повелел:
“Огонь, стань прохладным и безопасным для Ибрахима (Авраама)” (Св. Коран, 21:69). Так оно и произошло. Ибрахим, оказавшись аж в эпицентре огня, никак не пострадал[4].
Даже когда весь мир оборачивается против тебя, когда все обстоятельства складываются не так, как ты хочешь, когда все рушится, нужно суметь положиться на Всевышнего и со спокойной душой произнести слова: “Всевышнего мне достаточно, и Он — наилучший покровитель”.
Сложные кризисные ситуации — это очередная возможность что-то, наконец, изменить в своей жизни, вспомнить о вечных ценностях, которые помогают нам выжить всегда и везде. Как мы уже сказали, без сложностей и потрясений не обходится. В такой период выигрывает тот, кто перестает волноваться и суетиться, а начинает анализировать текущее состояние дел и опыт собственных ошибок. При любых обстоятельствах: один ты или с людьми, дома или на работе, в мечети или на отдыхе, начальник ли ты, подчиненный — везде и всегда важно помнить о Том, Кто все видит и все слышит, Кто безгранично Милостив, но суров в наказании. Важно суметь сохранить в своем сердце свет веры, быть праведным и правильным.
Хранить веру во Всевышнего, беречь трепет пред Его величием и могуществом, всезнанием и осведомленностью, быть стойким в соблюдении предписанного Им — все это возносит человека в мир, где властвует аят:
“Всевышний доволен ими, и они довольны Им” (Св. Коран, 5:119). Вера является силой, которая всегда побуждает двигаться вперед, не отклоняясь от своего жизненного курса ни на градус. Она удерживает от скверных, низких деяний и побуждает к благородным поступкам.
Таким образом, Кубран-байрам – это не просто день, когда мы совершаем определенные обряды. Это день, когда мы обращаемся к своей сути, к своим истокам, к своим корням. День, когда раскрывается смысл существования человечества на этой земле. Когда из уникальности каждого вытекает единство! Когда разность слов, мыслей, суждений приводит к пониманию непоколебимой и вечной истины! Где каждый остается неповторимым, уникальным, но в то же время является частью чего-то большего и значимого. Ведь есть то, что бесспорно объединяет живые, еще не запечатанные сердца. И это – вера.
Обряды хаджа, как и сам праздник Курбан служат напоминанием о жизни пророка Ибрахима, которая олицетворяет истинный духовный путь, который должен пройти верующий человек дабы вера его была полной и искренней. Он олицетворял собой непоколебимую веру, которая была построена на осознанном вероубеждении.
Если бы человечество проходило жизненный путь, не извлекая уроков из прошлого, если бы не было священных уз, объединяющих все человечество; если бы не было единой божественной основы, формирующей ценности и принципы, то наша жизнь на земле не имела бы смысла и значения. Если все это предать забвению, то человек духовно деградирует и умирает. И если даже тело продолжит своё существование, душе уже будет сложно полноценно жить…
Постарайтесь проникнуться глубоким смыслом следующего хадиса:
«Храни Всевышнего, и Он будет хранить тебя; Храни Всевышнего, и ты обнаружишь Его перед собой. Познавай, помни о Всевышнем в благоденствии, и Он будет помнить о тебе в беде! Знай, то, что миновало тебя, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что победа — с терпением, облегчение — с печалью, с трудностью — легкость».
Храни Всевышнего, помни о Нем, соблюдая то, что Он предписал и сторонясь всего того, что Он тебе запретил. Следуй пути, который очерчен Им, и ты всегда найдешь Его пред собой. Только задумайтесь! Не рядом, не сбоку, а пред собой! Помни о Всевышнем, когда у тебя все хорошо, и Всевышний будет рядом, когда ты окажешься в трудном положении.
Пусть Всевышний Аллах сделает нас из числа тех, кто слышит назидания и эти назидания привносит в свою повседневную жизнь!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня великий день, день, когда мы стремимся выполнить повеления Всевышнего и совершить как можно больше добрых дел. Давайте же постараемся сохранить этот настрой на протяжении всей жизни! Пусть Всевышний Аллах поможет нам быть достойным примером для наших детей и всех окружающих. Пусть каждое наше слово, дело и поступок, как эликсир, способствует возрождению тех общечеловеческих ценностей, которые, к сожалению, сейчас оказались под угрозой! Пусть мир и согласие, о которых мы молим каждый день, в первую очередь возродятся в нас самих! Ибо только так может распространиться доброта, милосердие и любовь. От сердца к сердцу… Пусть наши единство и братство не будут просто звуком, а станут причиной пробуждения в людях подлинной веры!
Пусть Всевышний примет наши молитвы, дуа и жертвоприношения!
28 июня 2023 года / 10 зульхиджжа 1444 г. хиджры, Московская Соборная мечеть
[1] См.: Сунан ад-Дарими. Т. 4 С. 2098, хадис № 3374.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. С. 1353, хадис № 7081.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1200, хадис № 2999.
[4] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир Ибн Кясир. Т. 2. С. 514.