Хамза ибн Абдуль-Муталлиб – величайшая личность в истории ислама, о которой
можно сказать очень многое, прежде всего то, что он приходился дядей Пророку (мир ему
и благословение Всевышнего), а также был его молочным братом. Потому Хамза ощущал
величие, которым был наделен его близкий родственник, знал его не только, как может
знать дядя своего племянника, но и как родного брата и близкого друга. Оба были
примерно одного возраста, вместе росли и играли, шаг за шагом ступали по этой земле.
Пройдя путь от младенчества до юношества и достигнув зрелости, они разошлись по
разным дорогам. Хамза избрал путь воина, сражавшегося с равными себе по силе и
величию, стремившегося взять все возможное от благ и услад этого мира, занять свое
почетное место среди знати мекканских курайшитов. Что касается Мухаммада (мир ему и
благословение), его не столько прельщала мирская жизнь, сколько он был погружен в мир
духовных исканий, освещавших ему путь к Создателю. Все больше отдаляясь от мирской
суеты, он размышлял о сути бытия. Несмотря на различия, Хамза всегда помнил о
присущих его молочному брату достоинствах и высоких качествах, которые позволили
занять ему особое положение в обществе и сознании людей.
Период пророческой миссии, с начала которого минуло всего несколько лет, а
численность ответивших на призыв составляла несколько десятков человек, — это было
время, когда мекканцы все больше обсуждали между собой Мухаммада (мир ему и
благословение) и его призыв к жителям Мекки. И Хамза порой становился свидетелем
этих пересудов и волнения, охватывавшего население. От разговоров о Мухаммаде,
ограничивающихся лишь собраниями, мекканцы перешли к открытому противостоянию
ему и попыткам причинить боль его последователям.
В один из дней Хамза возвращался после охоты, а как известно, он был
бесстрашным охотником на львов. Прежде чем зайти в свой дом, он как обычно
направился к Каабе для совершения обхода и выказывания почтения священному дому.
Недалеко от Каабы ему встретилась служанка Абдуллы ибн Джудана, которая
воскликнула: «О Абу Умара, ах, если бы ты увидел, что пришлось пережить твоему
племяннику Мухаммаду от Хакима ибн Хишама!» — имея ввиду Абу Джахля, который
повстречал того сидящим возле Каабы и стал порочить, оскорблять и поносить. Женщина
продолжала рассказывать, а разгневанный Хамза уже спешил к Абу Джахлю. Тот сидел в
кругу курайшитской знати, когда подошедший Хамза вырвал свой лук и рассек ему лицо
до крови со словами: «Неужто ты оскорбляешь Мухаммада, тогда как я так же
придерживаюсь его религии?! Я говорю то, что говорит он, и если ты в состоянии, ответь
мне (на удар)!» Курайшиты вмиг позабыли об увиденном унижении, так как слова Хамзы
прогремели как гром: «Неужто Хамза принял ислам, неужто один из самых уважаемых
среди нас занял свое место рядом с Мухаммадом?!»
Дома Хамза анализировал произошедшее — почему он объявил о своей
приверженности к исламу? Признание вырвалось в момент гнева и обуревающих его
чувств, тогда-то он и отрекся от религии своих отцов и принял другую веру, учения
которой еще даже не знал. Хамза дни и ночи пребывал в раздумьях, правильно ли он
поступил. В памяти всплывали божества, идолы, обряды, которым следовали его отцы и
деды, но в то же время он не мог не ощущать святость того призыва, который нес его
племянник. И коли суждено ему было стать его последователем, то был ли момент гнева
подходящим для такого шага? Хамза впоследствии рассказывал: «Меня охватило
сожаление из-за отречения от религии своих предков. Я всю ночь не мог уснуть и
направился к Каабе. Там долго просил Всевышнего, чтобы Он открыл мое сердце для
истины и отдалил от сомнений. Аллах ответил на мою мольбу, наполнил сердце
убежденностью. После я отправился к Посланнику Аллаха и сообщил о том, что
произошло. Тогда он воззвал к Нему и попросил укрепить меня в Его религии». Таким
образом Хамза принял ислам, и его свидетельство проистекало из убежденности и
взвешенности. Пребывание Хамзы рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует)
явилось для него и его сподвижников — их было на тот момент около сорока и они были в
основном слабые, немощные люди — защитой, а также укрепило призыв. Хамза пообещал
посвятить всю свою жизнь, свои силы, возможности, время Аллаху и Его религии, так что
Пророк назвал его Асадуллахи вар-расули – Львом Аллаха и Его Посланника. Первый
поход, в котором приняли участие мусульмане, возглавил Хамза, и первое водруженное
Пророком знамя было передано тоже ему. В битве при Бадре, когда мусульмане
столкнулись с немусульманами, Лев Аллаха вершил немыслимые чудеса. Предыстория
такова, что до жителей Медины дошла весть о большом караване курайшитов, следующем
из Шама в Мекку во главе с Абу Суфьяном и в сопровождении не более 30–40 человек. В
караване передвигалась тысяча верблюдов, навьюченных товарами. Мусульмане,
вынужденно оставившие все свое имущество в Мекке, посчитали это возможностью
возместить потери, которые они понесли в результате переселения в Медину. Посланник
призвал всех желающих выступить в путь, однако они еще не осознавали, что им
предстоит непростая битва, которая определит ход истории ислама.
Абу Суфьян почувствовал опасность и сменил направление, тем самым избежав
столкновения с мусульманами. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и
приветствует) предостерег сподвижников от возвращения в Медину, в случае если они не
смогут настичь караван, призвав продолжить путь и не отступать. Расстояние между
Мединой и Бадром составляло 160 км. У них было не более 70 верблюдов, на которых
всадники передвигались попеременно. Абдулла ибн Масуд передает: «В день Бадра на
троих приходилось одно верховое животное, и мы сменялись поочередно. Абу Любаба и
Али ибн Абу Талиб были с Посланником Аллаха. Когда наступила его очередь слезть с
верблюда, спутники воспротивились, желая чтобы Посланник продолжил путь верхом, на
что Носитель высокого нрава ответил: «Вы не крепче меня, чтобы идти. А я не меньше вас
нуждаюсь в награде»(1).
Абу Суфьян направляет одного из сопровождающих караван призвать жителей
Мекки для спасения своего имущества. В ужасе жители города снаряжают и отправляют в
путь 950 воинов. Битва обернулась для мусульман очевидным неравенством сил, ведь их
было в три раза меньше, нежели разъяренных мекканцев, желавших покончить с
Мухаммадом и его призывом. Каждый, кто был рядом с Пророком, проявил свою
верность данному ему слову, каждый из мухаджиров и ансаров защищал его, стремясь к
довольству Всевышнего и награде за готовность следовать до конца по избранному пути.
Одним из них был Хамза ибн Абдуль-муталлиб.
Курайшиты вернулись в Мекку с поражением и потерями, оставив позади тела
поверженных знатных воинов, таких как Абу Джахль, Утба и Шейба ибн Рабиа, Умайя
ибн Халяф, Укба ибн Абу Муайт, Валид ибн Утба и многих других. Они не были готовы
проглотить позорное поражение и начали подготовку к очередной битве с тем, чтобы
отомстить за свою честь и честь павших на поле битвы.
В последующей битве при Ухуде курайшиты преследовали две главные цели —
Пророка и Хамзу. От меча последнего полегло большое число курайшитов. Для убийства
дяди Пророка наняли эфиопского раба Вахши, которому в случае успеха были обещаны
свобода и несметные богатства. Женщину, нанявшую Вахши, звали Хинд бинт Утба.
Будучи женой Абу Суфьяна, она потеряла в битве отца, дядю, брата и сына. И она
понимала, что многие из них полегли именно от рук Хамзы.
Когда два войска сошлись при Ухуде, Хамза находился в центре событий,
облаченный в свою военную экипировку со страусовым пером на груди: его он всегда надевал перед битвой. Хамза сражался так, словно смерть подчинилась ему, настигал
всех, к кому устремлялся. Мусульмане отважно сражались до тех пор, пока не
приблизилась долгожданная победа, тем временем курайшиты отступали. Если бы не
ослушание лучников, покинувших свои позиции вопреки приказу Посланника Аллаха при
любых обстоятельствах оставаться на своих местах, то курайшиты понесли бы при Ухуде
сокрушительное поражение. Но на все была воля Всевышнего. Халид ибн Валид, находясь
во главе конницы, заметил открывшийся тыл мусульман и обрушился на войско
Посланника. Оно оказалось стиснуто с двух сторон. Те, кто уже опустил свои мечи, были
вынуждены поднять их вновь на защиту Пророка. Поняв то положение, в котором
оказались мусульмане, Хамза стал сражаться с удвоенной силой, обороняясь своим мечом
справа, слева, спереди и сзади. Вахши тем временем подбирался к Хамзе и выжидал
подходящего момента, чтобы сразить его своим копьем.
Сам Вахши так рассказывал об этом: «Когда мы достигли горы Ухуд и разгорелся бой,
единственной моей целью был Хамза. Его нетрудно было отличить в толпе людей. Ведь
на его груди красовалось белое страусовое перо — признак отваги и мужества. Вскоре я
заметил его. Прячась то за камнем, то за деревом, я пытался выбрать подходящий момент,
чтобы поразить его своим копьем. В какой-то момент перед Хамзой появился всадник из
числа курайшитов по имени Сиба‘ ибн Абдуль-‘узза. Когда Хамза сразил противника
мечом и тот упал с коня наземь, я выбрал момент и метнул копье. Попав в паховую
область, оно прошло насквозь. Сделав два шага в моем направлении, Хамза упал
замертво. Подойдя к нему, я забрал свое копье и вернулся в лагерь. Ведь моей
единственной задачей был убийство Хамзы, дабы обрести свободу»(2).
Хамза… Как много это имя значит для каждого мусульманина! На протяжении всей
своей жизни всему, помимо Аллаха, он говорил «Ля»(3)! И даже в момент смерти, когда
копье вонзилось в его тело, он олицетворял собой большое «لا» — Нет!
Закончилась битва, в которой Лев Аллаха пал шахидом: его смерть была яркой и
достойной, подобно его жизни. Преисполненные вражды и ненависти мекканцы не
пожалели своего имущества для похода, имеющего цель уничтожить Пророка (да
благословит его Аллах и приветствует) и его дядю. Однако Хинд бинт Утбе было
недостаточно смерти Хамзы. Она приказала принести его печень, что и было исполнено
Вахшой. Как было уговорено, он получил обещанную плату. Получая ее в левую руку,
правой он передавал печень дяди Пророка. Хинд бинт Утба, супруга предводителя
многобожников, поднялась на скалу и, выражая словами ярость к мусульманам, ликовала
от удовлетворенного чувства мести и исполненного обета.
Мекканцы повернули пешие и конные отряды в сторону дома, а в это время
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) поспешил к месту, где
распростерлись на земле павшие воины. На миг остановившись, он всмотрелся вдаль.
Вдруг его лицо исказилось гримасой скорби и боли, он стиснул зубы и прикрыл глаза.
Невыносимо тяжело было ему видеть дикость и жестокость, с которыми было
изуродовано тело его любимого дяди, Господина всех шахидов, Хамзы ибн Абдуль-
Муталлиба.
Как вы знаете, тела отдавших свои жизни ради веры, не омываются, но тело Хамзы
(да будет доволен им Аллах) было омыто. Оно было омыто слезами Пророка (да
благословит его Аллах и приветствует), которые более ценны, чем воды райских рек.
Доселе арабы так не поступали с телами своих противников. Посланник Господа миров
сидел рядом с телом Хамзы и плакал как маленький ребенок, в тот миг с его уст сошли
слова: «Не быть мне пораженным бедой большей, чем та, что случилось с тобой! И не
было во мне гнева большего, чем сейчас!» Посланник Аллаха повернулся к своим сахабам
и произнес: «Дай мне Аллах только одержать верх над курайшитами! Я надругаюсь над
тридцатью из их числа!». Тогда и верные сподвижники в поддержку Пророку произнесли:
«Клянемся Аллахом, если Аллах даст нам победу над ними, то мы отомстим им так, как
доселе не видали арабы!». Но не успели они это сказать, как снизошедшее Божественное
Откровение приковало Посланника к месту. Оно гласило: «Призывай к пути Господа
с мудростью и хорошим увещеванием. [Если доказываешь что-то, то] убеждай тем, что
наилучше. Воистину, Господь лучше всех осведомлен о том, кто потерял верный путь,
и о том, кто идет в правильном направлении. Если вам причинят зло, то вы можете
ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение, то это — лучшее для тех,
кто терпелив. Проявляй терпение и [знай, что] терпение твое только со Всевышним.
Не печалься из-за них, не грусти, и пусть не сжимается сердце от боли, которую наносят
тебе их козни. Воистину, Аллах (Бог, Господь) с набожными и творящими благое»(4).
Господь даровал необычайный жизненный путь Хамзе, увенчав участью пасть на
Его пути. Аллах сделал его смерть великим уроком, который подчеркивает, что
справедливость и проявление милосердия даже в наказании и мести является
обязательным предписанием и неотъемлемым правом вплоть до Конца Света.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очень любил Хамзу и
в качестве прощания решил совершить над своим братом погребальную молитву по
количеству шахидов, павших в этой битве. Тело Хамзы было принесено к месту
совершения джаназа. Посланник и его сахабы исполнили свой последний долг перед ним,
после чего принесли тело другого воина и унесли по прочтении погребальной молитвы.
Тело Хамзы осталось лежать на земле, когда принесли и положили третьего воина. Один
за другим ритуал совершался поочередно над всеми шахидами, кроме Хамзы — над ним
молитва была прочитана семьдесят раз.
Возвращаясь домой, Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и
приветствует) в пути услышал, как женщины племени Абдуль-ашхаль громко оплакивают
покойных, что тогда было обычаем среди арабов. Он сказал: «Однако же у Хамзы нет
оплакивающих». Услышавший его Са’д ибн Муаз поспешил к женщинам и приказал им
также оплакивать и дядю Пророка. Услышав крики и плач женщин над Хамзой,
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) промолвил: «Не это я имел в виду.
Возвращайтесь, пусть Всевышний проявит к вам милость. С этого дня нет громкого
оплакивания покойников». В одном из хадисов Пророка до нас дошло, что в исламе не
принято громко причитать и рвать одежду при оплакивании людей, ушедших из жизни, —
это причиняет боль мертвым. Человеку верующему пристало терпеливо сносить горести,
зная, что на все воля Всевышнего.
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) при прощании с великим
сподвижником произнес своими устами слова, словно источающие аромат миска:
«Пусть милость Аллаха будет над тобою. Воистину, насколько мне известно, ты был
особенно трепетен в вопросе поддержания родственных связей и стремился совершать
много благодеяний».(5)
(1) См.: аль-Газали М. (наш современник). Фикх ас-сира [Понимание жизнеописания (Пророка)]. Каир: Дар
аш-Шурук, 2009, с. 167.
См.: Халид М. Риджалюн хавля ар-расуль [Мужчины рядом с Пророком]. Бейрут: аль-Джиль, 1994. С. 167.
(2) См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 342.
(3) «Ля» — в арабском языке частица отрицания.
(4) См.: Св. Коран, 16:125-128.
(5) См.: Халид М. Риджалюн хавля ар-расуль [Мужчины рядом с Пророком]. Бейрут: аль-Джиль, 1994. С. 176
-193.