Анас ибн Малик передает:
آية الإيمان حب الأنصار، و آية النفاق بغض الأنصار
«Признаком веры (имана) является любовь к ансарам, признаком лицемерия — неприязнь к ним».(1)
Как известно из истории ислама, ансары занимают очень высокое положение, что следует из жизнеописания нашего Пророка (мир ему и благословение). Это жители Медины, которые уверовали в то, что донес до них посланник Аллаха (мир ему и благословение), приняли его, дали приют и оказали поддержку мусульманам после их вынужденного переселения из Мекки. Пророк всегда подчеркивал важность укрепление уз братства среди ансаров и мухаджиров.
Мусульманин должен уважать благородных сподвижников Пророка (да будет Аллах доволен ими всеми), ибо, «даже если любой из вас потратит [на пути Всевышнего] золота, равного [горе] Ухуду, это не сравнится ни с муддом (мудд — две трети килограмма), ни даже с половиной мудда каждого из них»(2), — говорил он.
Ансары в том или ином смысле были и есть во все времена — это те люди, которые стараются делать много благого во имя Всевышнего и из любви к Его Посланнику (мир ему и благословение). Точно также они достойны любви, уважения и почтения со стороны окружающих. В сердцах тех, кто испытывает неприязнь к ним, как и к первым ансарам, есть ничто иное как лицемерие.
Кто же в праве сегодня сказать самому себе: «Я из числа ансаров»? Каждый из нас, изучая эпизоды их жизни во времена Пророка (мир ему и благословение), может самостоятельно увидеть те отличительные черты и благородные качества, которые выделяют их — отдавших свои силы и имущество на пути Всевышнего во имя распространения света ислама и Корана среди людей.
Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов
(1) См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 8, хадис № 24, “сахих”.
(2) См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари с. 701 хадис № 3673.