Передается от Анаса ибн Малика: “Как-то один из бедняков, придя к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), стал просить помощи. Пророк спросил его: “Нет ли у тебя дома чего-нибудь?” Человек ответил: “Есть покрывало, половину которого мы стелим под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду”.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему: “Иди и принеси их мне”. Тот пошел и принес. Пророк обратился к сподвижникам: “Кто из вас купит эти вещи?” Один из присутствующих сказал: “Я их куплю за один дирхам”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Кто может дать больше?” Другой сподвижник сказал: “Я дам за эти вещи два дирхама”.
Пророк отдал вещи второму и обратился к нищему: “На один из этих дирхамов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда”. Когда тот все исполнил, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лично насадил топор на топорище и сказал этому человеку: “Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!”
Прошло пятнадцать дней, тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни десять дирхамов, часть которых потратил на покупку еды.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Это лучше, чем просьба, которая явится черным пятном на твоем лице в День Воскресения. Просить милостыню допустимо только в трех случаях: тому, кто оказался в крайней нужде (ему нечего пить, есть и надевать); тому, у кого ужасающий долг и тому, на ком лежит непосильная обязанность выплаты выкупа за убитого”[1].
1-См.: Абу Дауд. Сунан аби Дауд. С. 194, хадис № 1641 (приводится у Ибн Маджа, Ибн Ханбаля).