В настоящее время бурно обсуждается тема запретности музыки с точки зрения Ислама. Мусульмане выдвигают разные мнения по этому поводу, что зачастую приводит к спорам.
⠀
Сила Ислама — в непоколебимости канонов, которые не имеют двусмысленности и не требуют внесения от людей дополнений, правок. Но существуют второстепенные вопросы, относительно которых нет прямых указаний ни в Коране, ни в Сунне. Чтобы найти верный ответ, верующие должны проявить гибкость мышления, учесть реалии жизни, изучить интересующий вопрос всецело.
⠀
Те, кто запрещает музыку, часто приводят следующий аят: «Если услышат они «аль-лягв», отворачиваются от этого» (28:55).
⠀
В данном случае говорится о бессмысленной речи, ругани и словесной суете, так как слово «аль-лягв» означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Однако не всякое пение можно назвать пустословием, многое зависит от текста песни и намерения поющего.
⠀
Что касается еще нескольких аятов, которые приводят как аргумент для запрета музыки, ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата (см. Св. Коран, 53:59–61) или предостерегают от нашептываний шайтана, которые могут побудить к греху (см. Св. Коран, 17:63–65).
⠀
Также те, кто категорично высказывается о запрете музыки, приводят в доказательство следующий хадис: «Ангелы не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)», ведь «колокол — это дудка Сатаны» (имам Муслим).
⠀
Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательному». Значит этот хадис касается колокольчиков, которые вешались на шеи животных и с музыкой он никак не связан.
⠀
Также известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своей книге «Ахкям аль-кур’ан», а также богословы Ибн ан-Нахва, имам аль-Газали, Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что «все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы» (См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра).
Подобных примеров можно привести множество. Следовательно, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет прямых запретов на музыку. Те, кто говорит о запрете, приводят косвенную аргументацию, что может быть применимо, но не может нести в себе канонической категоричности.
⠀
Нельзя говорить об абсолютной запретности или дозволенности музыки.
⠀
Наилучшим будет оговаривать условия, при которых музыка становится запрещенной и опасной для духовного развития человека.